Социотерапия представляет собой попытку терапевтического вмешательства в жизненную ситуацию пациента (Eicke 1972) и оказания помощи в социальном научении (Hafner 1966); при этом используются различные, зависящие от конкретных условий методы (Bister 1973; Bosch 1967; Flegel 1963; Hafner et al. 1965; Kayser et al. 1973; Ploeger 1973; Pohlen, Bautz 1974). С практической стороны возникла необходимость терапевтической работы с интерактивными связями, сетью отношений, в которые включен больной шизофренией. Индивидуальная психотерапия будоражит тяжелые конфликты, которые должны разрешаться не только в рамках отношений между врачом и пациентом, но и с помощью всего коллектива лечебного учреждения. Поскольку эти конфликты со своей стороны влияют на процесс лечения, в частности на контрперенос терапевта (Meerwein 1956), были разработаны различные модели совместной работы персонала, активно участвующего в осуществлении тех пли иных терапевтических задач.

Этой идее — рассматривать больного шизофренией в его психосоциальных взаимосвязях и учитывать их при лечении — отвечает возникшее недавно направление в психологическом объяснении проблемы шизофрении — психодинамическое исследование семьи. Оно стремится найти приемлемые концепты для социодинамического расширения психоаналитической теории, ориентированной на индивида.

Хотя сегодня, по прошествии более чем двадцати лет с начала исследовательской работы в этой области, существуют самые разные методы, направления и теоретические построения, сформулированный Л. Кауфманном и X. Мюллером (Kaufmann, 1969) принцип исследования семьи, согласно которому заниматься следует не схемой «причина-следствие», а процессом, который «развертывается между семьей и индивидом и присоединяется к патологическому поведению больного, его провоцирует, поддерживает или редуцирует», является, пожалуй, для этих методов общим.

При этом психоаналитические представления в узком смысле уступают место исследованию аномальных способов коммуникации. Примером может служить парадоксальная коммуникация в известной гипотезе о двойном зажиме (double-bind) школы Пало-Альто (Bateson и др. 1956), приводящей к образованию «информационных дыр» у зависимого партнера, например у ребенка в его отношении к матери, а при постоянном влиянии — к недостатку опыта и задержкал развития с ограничением функций Я ''. Расщепление не согласующихся между собой коммуникационных уровней проявляется затем в типичном для шизофрении отказе устанавливать отношения с другими людьми (Haley 1959; Weakland 1960). Разработка других формальных аспектов подобных нарушений коммуникации привела к гипотезе о том, что семьи больных шизофренией тем сильнее отличаются по эти критериям от других семей, чем меньше принимается во внимание содержание коммуникации (Kaufmann, Mьller 1969).

Лидц и Флек (см. Jackson 1960) еще раньше наблюдали использование аномальных внутрисемейных стилей коммуникации при возникновении угрозы равновесию в семье. Кроме того, они выявили структурные связи между склонностью к иррациональному мышлению в семье и нарушениями мыслительной деятельности у члена семьи, страдающего шизофренией. Углубленное исследование Винна и Зингера (Wynne, Singer 1965) с привлечением теории Э. Блейлера о рыхлости и нецеленаправленности мышления шизофреника, с одной стороны, и топического подхода в метапсихологии Фрейда — с другой, показало, что бессознательной неструктурированной мыслительной деятельностью, или первично процессуальным мышлением, по Фрейду, потенциальный больной остается связанным с первичной семьей. Она не уживается с рациональным, ориентированным на реальность мышлением, вторично процессуальным мышлением, что и приводит к нарушению структуры Я, предшествующему болезни Я. Родителей больных шизофренией можно было отличить от родителей невротических пациентов только при помощи тщательного тестирования.

Благодаря трудоемким исследованиям семьи и в ходе семейной терапии были изучены особенности и типы отдельных членов семьи, подгрупп в семье, а также взаимные связи и отношения в семье в целом и описаны возможности терапевтического воздействия (Ackerman 1966, Framo 1965; Fleck 1964; Kaufmann 1969; Kisker, Strцtzel 1961; Richter 1970 и др.). Наиболее интересным с давних пор является вопрос о влиянии ранних отношений между матерью и ребенком, об их роли в построении внутреннего мира ребенка и обретении им способности сознавать себя и общаться с другими. Еще в 1934 году был описан тип сверхзаботливой и эгоцентрической, так называемой «гиперопекающей» матери (Kasanin, Knight, Sage 1934). Однако только спустя несколько десятилетий появились дифференцированные описания (например, Штирлина) отношений матери и ребенка и их подверженности нарушениям, в частности со стороны матерей, лишающих уверенности, «мистифицирующих» или обескураживающих своих детей (Laing 1969). Ребенок может зафиксироваться на идеализированной, но нереалистической любви к своей матери (Hill 1955), которая основывается на взаимности, в результате чего мать своими своекорыстными проекциями затрудняет процесс самоотграничения ребенка и сдерживает его развитие вплоть до взрослого возраста (Searles 1959). Изучались установки неуверенного в своей мужской роли и препятствующего эдипову развитию отца, а также нагромождение расщеплений и структурных смещений в Сраке и ситуация «эмоционального развода» (Bowen 1969), стирающая необходимое для развития ребенка различие между поколениями и половыми ролями и способствующая возникновению сеющих панику сексуальных фантазий (Lidz et al 1959).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...