Социотерапия представляет собой попытку терапевтического вмешательства в жизненную ситуацию пациента (Eicke 1972) и оказания помощи в социальном научении (Hafner 1966); при этом используются различные, зависящие от конкретных условий методы (Bister 1973; Bosch 1967; Flegel 1963; Hafner et al. 1965; Kayser et al. 1973; Ploeger 1973; Pohlen, Bautz 1974). С практической стороны возникла необходимость терапевтической работы с интерактивными связями, сетью отношений, в которые включен больной шизофренией. Индивидуальная психотерапия будоражит тяжелые конфликты, которые должны разрешаться не только в рамках отношений между врачом и пациентом, но и с помощью всего коллектива лечебного учреждения. Поскольку эти конфликты со своей стороны влияют на процесс лечения, в частности на контрперенос терапевта (Meerwein 1956), были разработаны различные модели совместной работы персонала, активно участвующего в осуществлении тех пли иных терапевтических задач.

Этой идее — рассматривать больного шизофренией в его психосоциальных взаимосвязях и учитывать их при лечении — отвечает возникшее недавно направление в психологическом объяснении проблемы шизофрении — психодинамическое исследование семьи. Оно стремится найти приемлемые концепты для социодинамического расширения психоаналитической теории, ориентированной на индивида.

Хотя сегодня, по прошествии более чем двадцати лет с начала исследовательской работы в этой области, существуют самые разные методы, направления и теоретические построения, сформулированный Л. Кауфманном и X. Мюллером (Kaufmann, 1969) принцип исследования семьи, согласно которому заниматься следует не схемой «причина-следствие», а процессом, который «развертывается между семьей и индивидом и присоединяется к патологическому поведению больного, его провоцирует, поддерживает или редуцирует», является, пожалуй, для этих методов общим.

При этом психоаналитические представления в узком смысле уступают место исследованию аномальных способов коммуникации. Примером может служить парадоксальная коммуникация в известной гипотезе о двойном зажиме (double-bind) школы Пало-Альто (Bateson и др. 1956), приводящей к образованию «информационных дыр» у зависимого партнера, например у ребенка в его отношении к матери, а при постоянном влиянии — к недостатку опыта и задержкал развития с ограничением функций Я ''. Расщепление не согласующихся между собой коммуникационных уровней проявляется затем в типичном для шизофрении отказе устанавливать отношения с другими людьми (Haley 1959; Weakland 1960). Разработка других формальных аспектов подобных нарушений коммуникации привела к гипотезе о том, что семьи больных шизофренией тем сильнее отличаются по эти критериям от других семей, чем меньше принимается во внимание содержание коммуникации (Kaufmann, Mьller 1969).

Лидц и Флек (см. Jackson 1960) еще раньше наблюдали использование аномальных внутрисемейных стилей коммуникации при возникновении угрозы равновесию в семье. Кроме того, они выявили структурные связи между склонностью к иррациональному мышлению в семье и нарушениями мыслительной деятельности у члена семьи, страдающего шизофренией. Углубленное исследование Винна и Зингера (Wynne, Singer 1965) с привлечением теории Э. Блейлера о рыхлости и нецеленаправленности мышления шизофреника, с одной стороны, и топического подхода в метапсихологии Фрейда — с другой, показало, что бессознательной неструктурированной мыслительной деятельностью, или первично процессуальным мышлением, по Фрейду, потенциальный больной остается связанным с первичной семьей. Она не уживается с рациональным, ориентированным на реальность мышлением, вторично процессуальным мышлением, что и приводит к нарушению структуры Я, предшествующему болезни Я. Родителей больных шизофренией можно было отличить от родителей невротических пациентов только при помощи тщательного тестирования.

Благодаря трудоемким исследованиям семьи и в ходе семейной терапии были изучены особенности и типы отдельных членов семьи, подгрупп в семье, а также взаимные связи и отношения в семье в целом и описаны возможности терапевтического воздействия (Ackerman 1966, Framo 1965; Fleck 1964; Kaufmann 1969; Kisker, Strцtzel 1961; Richter 1970 и др.). Наиболее интересным с давних пор является вопрос о влиянии ранних отношений между матерью и ребенком, об их роли в построении внутреннего мира ребенка и обретении им способности сознавать себя и общаться с другими. Еще в 1934 году был описан тип сверхзаботливой и эгоцентрической, так называемой «гиперопекающей» матери (Kasanin, Knight, Sage 1934). Однако только спустя несколько десятилетий появились дифференцированные описания (например, Штирлина) отношений матери и ребенка и их подверженности нарушениям, в частности со стороны матерей, лишающих уверенности, «мистифицирующих» или обескураживающих своих детей (Laing 1969). Ребенок может зафиксироваться на идеализированной, но нереалистической любви к своей матери (Hill 1955), которая основывается на взаимности, в результате чего мать своими своекорыстными проекциями затрудняет процесс самоотграничения ребенка и сдерживает его развитие вплоть до взрослого возраста (Searles 1959). Изучались установки неуверенного в своей мужской роли и препятствующего эдипову развитию отца, а также нагромождение расщеплений и структурных смещений в Сраке и ситуация «эмоционального развода» (Bowen 1969), стирающая необходимое для развития ребенка различие между поколениями и половыми ролями и способствующая возникновению сеющих панику сексуальных фантазий (Lidz et al 1959).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...