5. Со структурной точки зрения речь, с одной стороны, идет о позиции измененного болезнью Я и его отношениях с внешним миром, нарушенных под давлением влечений Оно, с другой стороны, о нарушенных функциях Я, например о недостаточном различении внешнего и внутреннего или утрате способности защищаться от психотической регрессии. Необходимо еще раз подчеркнуть, что метапсихологические представления взаимосвязаны, а их применение в случае шизофренических психозов, как, впрочем, и всех других симптомообразований, объясняет их множественную детерминацию. В историческом ракурсе топический подход является основой первой фрейдовской теории влечений. И только появившаяся позднее структурная концепция побудила его придать большее значение реальности, понимать ее как «действительно автономную власть» (Laplanche/Pontalis 1967,416).

Излагая случай Шребера, Фрейд пока еще говорил о регрессии «к полному отказу от объектной любви и возврате к инфантильному аутоэротизму (VIII, 314). В своей последней работе «Очерк о психоанализе» он пишет «Проблема психоза была бы простой и ясной, если бы имел место полный отход Я от реальности. Но, похоже, это происходит лишь в редких случаях, а, быть может, и вообще не бывает» (XVII, 132).

На это противоречие указывал Бойер (Boyer 1967) в связи с фрейдовской техникой лечения двух случаев шизофрении или шизофреноподобных психозов. По его мнению, в этих случаях она была несовершенной, поскольку Фрейд отказался от «классической аналитической техники», что, очевидно, объясняется контрпереносом Фрейда и его представлением о невозможности анализировать психотических больных. В заостренной форме вопрос звучит так: считал ли Фрейд невозможным анализировать психотических больных? Он и в самом деле об этом не раз заявлял, потому что не мог справиться с собственным контрпереносом? Это непосредственно подводит к вопросу о возможности психоаналитического лечения больных шизофренией с фрейдовских позиций. Высказанное Бойером предположение представляет интерес для первого аналитика в мире, который не проходил учебного анализа и который даже сегодня вряд ли бы что-нибудь сказал по этому поводу. Теме «контрперенос», в отличие от темы «перенос», он уделял относительно мало внимания. Широкая дискуссия по поводу контрпереноса в психоанализе началась уже после Фрейда.

Сам Фрейд, однако, не раз указывал, что его утверждение о недоступности анализу психозов не является абсолютным. Так, уже в 1905 году он говорил, что в случае психозов психоанализ, «по крайней мере в том виде, в котором он проводится сейчас, является непригодным». «Я не исключаю, что при надлежащем изменении метода мы сможем отказаться от этого противопоказания, и тогда можно будет приступить к психотерапии психозов» (V, 21). В этом же духе он высказывается спустя более чем тридцать лет в опубликованной посмертно работе, где он говорит о Я психотика, едва ли способном соблюдать договор о лечении. «Очень скоро мы сами и предлагаемая нами помощь становятся частями внешнего мира, которые больше ничего для него не значат. Тем самым мы понимаем, что должны отказаться от попыток осуществить наш лечебный план с психотиком. Возможно, отказаться навсегда, возможно, лишь на какое-то время, пока мы не найдем более пригодный для него план» (XVII, 9899).

Тем не менее о маниакальных больных Фрейд мог писать следующее; «Они отрешены от внешней реальности, но именно поэтому они больше знают о внутренней, психической, реальности и могут открыть нам многое такое, что в любом другом случае было бы нам недоступно» (XV, 64), а затем даже наметить путь лечения, по которому впоследствии пойдут другие: «Быть может, усилия будут вознаграждены, если попытаться изучить соответствующие случаи болезни с точки зрения выдвинутых здесь предположений и руководствоваться ими при лечении. Напрасно было бы убеждать больного в абсурдности его бреда, в его противоречии реальности; скорее, выявив истинное ядро, следует найти общую почву, на которой можно строить терапевтическую работу» (XVI, 55).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...