Если же одной любви недостаточно (Rettelheim, 1970), то она — в десексуали.чи-рованной форме — должна все же в значительной степени способствовать процессу лечения Айххорн говорит о своем отношении к делинквентам следующее: «То, что он должен им дать, не есть "как бы", видимость любви. Несомненно. Он скуп на выражение чувств. Он избегает сентиментальности; и все же как воспитатель он является персонификацией благородной и сублимированной любви, которая проявляется в актах помощи» (Pfister, 37).

«Он никогда не вынуждает признания, а категорически оставляет за ними право хранить тайны, но вместе с тем разъясняет, что только честность и правдивость дадут ему возможность помочь» (там же, 42).

На примере терапевтической работы с молодым аферистом проблемы становятся особенно ясными: «Таким образом, терапевт идентифицируется с собственным Я-идеалом молодого афериста. И это должно достигаться без осознания молодым человеком того, что в нем происходит. Изменение его позиции по отношению к терапевту должно для него случиться внезапно и неожиданно. Это представляет собой "нарцис-сическое отношение", в котором аферист "любит" терапевта, словно тот является частью его самого, а не объектом внешнего мира, от которого он получает пользу.

Основное средство Айххорна состоит, по-видимому, в том, чтобы вызвать удивление, не пробудив страха. Демонстрировать силу, не угрожая действием, вести себя, словно заманивая, но не обещая ничего ложного . Как следствие, подросток испытывает почтение к человеку, который может обращаться с ним так, как он мог бы обращаться с теми, кого, как ему кажется, превосходит. Тогда у него возникает подозрение, что под маской дружелюбия Айххорн может скрывать собственное оружие надменности и недостаточного интереса» (Hofier, 152). «Это действует, однако, только в том случае, если терапевтические методы максимально гибки, и не срабатывает, если слишком упрощенно применяются или слишком часто повторяются стандартные методы, такие, как свободное ассоциирование, толкование переноса или сопротивления, от которых нельзя отказаться при других формах лечения. Бывают периоды, когда терапевт и окружение юноши подвергаются тяжелому испытанию, например, когда аферист снова пытается разразиться отыгрыванием Часто это является следствием того, что терапевт не полностью сконцентрирован, когда он занят, например, другим случаем или собственными проблемами . Горе терапевту, который хочет провести воскресенье без своего афериста и не ожидает внезапного визита или телефонного вызова, находясь за городом. Через несколько недель или месяцев юноша может почувствовать потребность испытать, в какой мере силен "контрперенос" терапевта. Серьезен ли он или это лишь еще одна из этих ужасных, глупых попыток обратить его во что-то, во что он никогда не поверит . Он не выносит, чтобы ему сопереживали, "выказывали понимание" или "помогали"; в своем бессознательном он питает глубокую ненависть к эдиповым фигурам, это словно незалеченная рана, которую он бережет как сокровище или словно воспоминание, служащее аутоэротическим мазохистским целям. С детства это стало частью бессознательного Я .

Его могут побудить войти во внутреннюю ситуацию, в которой терапевт предстает частью его Я-идеала, являющегося истинным подстрекателем его аферистского поведения. Без него он мог бы быть открытым гомосексуалистом, человеком с пассивно-женственным характером или страдать той или иной формой психопатии. Содержание его Я-идеала — быть непобедимым и выше всех — свободно от эмоциональных привязанностей к какому-либо индивиду или какому-либо обществу» (там же, 153).

«Социальные работники и психиатры демонстрируют большие различия в способности устанавливать отношения с делинквентами. Проанализированного человека, проработавшего свои собственные делинквентные побуждения, не так-то просто запугать тем, что говорит, делает или сделал правонарушитель. Айххорн еще раз показал; терапевт должен принять тот факт, что делинквент всегда прав (курсив мой. — К. К.) в своем поведении в том смысле, что он не может вести себя иначе .

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...