Правонарушители и возможности их терапииПсихоанализ / Новые направления в психоанализе / Правонарушители и возможности их терапииСтраница 14
«Больше всего неприязненных комментариев и сопротивления вызывало то, что Айххорн позволял агрессивной группе отреагировать свою агрессию, что он никогда не вмешивался, кроме как в случаях явной опасности, и не разрешал вмешиваться также и своим помощникам» (Pfister, 141).
НА ТЕМУ АГРЕССИИ
Что же можно сказать по поводу агрессии, исходя из опыта анализа диссоциальных правонарушителей и преступников? «Хотя психиатры, психологи и историки стали уделять все большее внимание проблеме агрессии, она по-прежнему остается малоизученной. Понятия "агрессия", "враждебность" и "деструктивность" до сих пор используются как синонимы, хотя, несомненно, они имеют разное психологическое содержание .
Агрессия может быть направлена против субъекта, который и является источником этой агрессии, то есть субъект и объект агрессии могут совпадать, или же агрессия может быть канализирована против реальности вне субъекта. Ее обращение против реальности обычно не происходит прямолинейно — она имеет разного рода разрывы и переходы, пока не начинает отводиться в соответствии с различными паттернами поведения. Она может выражаться через самые разные функции. Агрессия может находить выражение в мыслях, во взгляде, в походке, в действиях» (Eissler, 8).
«Фрейд полностью сознавал проблемы, связанные с феноменом матриархата, женскими божествами, символом Сфинкс и враждебностью мужчины по отношению к женщине, которая дала ему жизнь. Он знал о господстве матери до возникновения патриархата Он никогда не описывал это в научных понятиях или с той чуть ли не пророческой ясностью, с какой он описывал существование и клиническое значение эдиповой ситуации как феномен в истории человечества . Его теории натолкнулись в свое время на такое сопротивление, что психоанализ, пожалуй, был бы подавлен на корню, не будь он уже более или менее развит» (Grotjahn, 307).
«Мать доэдиповои эры — это женщина, которая дает жизнь и может взять ее обратно. Ее господство абсолютно, и человек ее вечно боится. На Востоке она символизируется великой богиней . Ненависть мужчины к женщине представляет собой смесь почитания, страха и зависти. Мужчине удалось низвергнуть с трона мать в реальности, но не в душевной жизни. Зилбург констатирует: "Психогенетически древнее, а потому фундаментальнее не зависть к пенису со стороны женщины, а зависть к женщине со стороны мужчины". Возможно, образ матери не был убит на этом глубочайшем бессознательном уровне, как был убит отец на эдиповом уровне. Она была низвергнута с трона и принижена другими средствами, она лишилась власти с первым изнасилованием. Пожалуй, это был не столько половой акт, и едва ли он выказывал любовь и нежность. Это был акт насилия, ненависти и анималистического захвата. Другими словами, в нем проявились все признаки догенитальной организации» (там же, 308).
«Клиническое свидетельство того, что примордиальное покорение матери и более позднее отцеубийство являются живой правдой в нашем собственном бессознательном, можно найти в двух различных наблюдениях. Эти переживания скрыты и, разумеется, указывают на то, что первоначальные желания в наше время глубоко вытеснены. Они остаются бессознательными и могут исследоваться только в своих дериватах.
Такими дериватами являются наши сны и фантазии, и они выявляют то, о чем человеческому роду всегда было известно, — что все мы грешники. Лишь немногие совершают преступления — изнасилование и убийство — в действительности» (там же, 309).
«Как правило, эти ранние ощущения, связанные с попыткой бороться с матерью, или отрицать факт рождения матерью, эти ощущения борьбы за независимость от нее, выражаются в аффектах, которые едва ли не превышают возможности вербализации» (там же, 311).
«Иногда такие сны исполняются в реальности. И тогда совершается роковой шаг от стадии сновидения к психозу или к преступлению ,
Регрессивное, шизофреническое убийство матери является одновременно символическим изнасилованием. Шизофреник атакует того, кого он любил бы, будь он вообще способен любить. Социальным эквивалентом этому является линчующая толпа. Она регрессивна в своей жестокости, недостатке разума, в своем чуть ли не демонстративном отрицании справедливости» (там же, 312).
Смотрите также
Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...
Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино,
что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую
природу, подчиняются одним и тем ...
Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается
в данной статье в двух разделах.
Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...