В практическом сотрудничестве чрезвычайно важна коммуникация членов рабочего коллектива «В этих обсуждениях психиатру, а затем и социальному работнику, становилось ясным, что они уже воспринимали спонтанную теплоту и восхищение как некоторые личностные качества юноши . Психиатр и социальный работник постоянно обнаруживали в таких случаях, что они испытывали некоторые внутренние сомнения, нерешительность и что из-за проблем, которые должны были обсуждаться с юношей, им становилось не по себе. По той или иной причине — зачастую из-за того, что он не сознавал четко собственного конфликта, — социальный работник не выражал те или иные чувства, возникавшие у него по отношению к юноше. Почти неминуемо следовали неудача или кризис в адаптации юноши» (там же, 119). «В конечном счете это означало: откровенно обсуждать это с юношей, как только тот начинал его беспокоить, раздражать или доставлять хлопоты. В результате социальный работник стал понимать, что он всегда чувствовал себя лучше и был более способен рассматривать импульсы юноши с его позиций, если мог все это ему зысказать. В результате, как правило, юноша начинал вести себя так, что напряжение между ними уменьшалось» (там же, 120).

Не совсем понятно, когда автор говорит: «С правонарушителями-психопатами следует обращаться иначе, чем с правонарушителями-обсессивными невротиками. В первом случае терапевт должен быть просто психически здоров и свободен от страхов. Во втором он должен быть вдобавок способен к эмпатии и интуиции» (Zulliger, 382). Но, наверное, каждый специалист согласится со следующими словами: «Поэтому очень важно создать наилучшие условия для хорошего психического самочувствия терапевтов, работа которых непосредственно сопряжена с огромными нервными нагрузками. В этой связи следует указать на те условия труда, нарушение которых оказывает особенно угнетающее воздействие: сотрудники должны получать хорошую заработную плату и их нельзя подвергать чрезмерным нагрузкам Они должны иметь длительный отпуск и достаточно возможностей для того, чтобы предохранить себя от психологического риска, связанного с их работой, и от опасности стать психически ригидными из-за беспрерывных разговоров на узкоспециальные темы и тд> (там же, 382). «Страх — худший советчик в воспитании, так как он всегда ведет к неадекватным реакциям: либо к бегству, либо к нападению в качестве самозащиты. Поведение терапевта никогда не должно основываться на самоутверждении как конечном принципе . Воспитание фундаментально отличается от воспрепятствования. Чтобы сделать нечто лучшее, чем просто запретить, нужно обладать интеллектом, ясным мышлением и быть свободным от страха. Никто не может быть идеальным воспитателем из-за слабостей, присущих человеческому существу. Тем больше каждый воспитатель должен постоянно работать над своим самосовершенствованием — воспитатель, у которого внутреннее развитие завершилось, прекращает жить» (там же, 383).

ПРЕСТУПНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если мы теперь постараемся определить, какие общественно релевантные идеи отображены в реферируемой книге, то заметим, что самые разные авторы обращали внимание на роль, которую играет преступность в средствах массовой информации.

«Если бы они не служили этой огромной потребности экстернализировать внутренний конфликт и не служили замещающему удовлетворению через преступления других, то, пожалуй, не было бы ни прессы, ни фильмов, ни романов, в которых постоянно преподносятся уголовные сообщения, шокирующие преступления и детективные истории . Наверное, детям, отношения которых с окружающим миром, родителями, братьями, сестрами и взрослыми, выступающими в роли родителей, существенно не нарушены, эти продукты не причинят серьезного вреда. Но дети, у которых такие отношения нестабильны, подвергаются впечатлениям, способным вызвать чрезмерную тревогу и привести к идентификации с агрессором без учета последствий . Ребенок, который поначалу является жертвой тревоги, проистекающей из конфликта с собственными агрессивными импульсами, вскоре начинает верить, что решающий фактор успеха в жизни — быть агрессивным и деструктивным, и он будет оправдывать свое асоциальное поведение восхищением сильными и оторванными от остальных людей героями. С этой точки зрения криминальные истории, несомненно, являются средством совращения молодых людей на преступления» (Eissler, 298).

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...