Указание на проблемы подростков в свете изменений Я в условиях неволи служит поводом к рассмотрению проблематики подросткового возраста также с позиций другого автора, который ставит во главу угла как раз обращение к реальности:

«Счастье нарциесического Я сопряжено с щекотливой ситуацией. Ребенку трудно упорствовать в том, что он является центром вселенной. Слишком часто действительность доказывает, что это не так. Тем не менее маленький герой борется за свою позицию со старшими братьями и сестрами, другие дети — даже со своими родителями, которые эту позицию атакуют. Их выпады делают очевидным, что он мал и слаб. Но и сама мать не удовлетворена полностью, поскольку ее роль, как говорит Фрейд, продиктована высшими обстоятельствами. Она должна давать ребенку нечто вопреки собственной воле. Реальность, словно заимодавец, предъявляет счет и уже в ранней жизни пробивает его чудесный нарциссический панцирь. Ребенок должен отвечать и давать нечто напоминающее любовь, чтобы предохранить свою Самость от повреждения. При нормальном воспитании ребенок, однако, получает всяческую поддержку, нежность и безусловную защиту. Даже если он мало чего возвращает* (Wittels, 259).

«Все авторы описывали амбивалентность, колеблющийся маятник, который характеризует возмужание. Протест или слепое подчинение, циничность или идеализм, оптимизм или пессимизм могут служить примерами этой полярности, которую еще до Фрейда так часто описывали разные авторы. Эта полярность является выражением тенденций Оно по отношению к тенденциям Я: желание или страх, нередко упрямство вопреки страху» (там же, 259).

«Посреди этого переполоха постепенно подготавливается глубокое изменение детского >1, которое описала Анна Фрейд в двух великолепных главах о подростковом возрасте в книге "Я и защитные механизмы" (1936). Любовь и защита уже не даются взрослеющему молодому человеку безусловно. Теперь он нуждается в любовном партнере — потребность, которая обусловлена биологически и возникает с созреванием функции половых желез, хотя в силу социальных причин эта потребность на ближайшее будущее оказывается сдержанной в отношении цели. Этим партнером является tu (Ты), если мы можем использовать это латинское слово как эквивалент латинского слова ego. Tu имеет определенные требования, которые должны учитываться; отношения уже не ограничиваются исключительно отношениями между матерью, которая дает, и ребенком, который берет. Расширяющие желания подросткового Я окажутся неисполнимы, если они не будут соотноситься с tu, которое также желает и существует лишь при условии, что такие желания удовлетворяются. Таким образом, появляется новая реальность на горизонте: собственно реальность, фрейдовский третий "заимодавец" Я, враг нарциссизма,- Анна Фрейд подчеркивает, что в пубертате изменяется Я, но не Оно. То, что она имеет в виду, есть различное создание защит Я. Основное различие, которое все мы, наверное, понимаем, но не описываем в деталях, есть превращение нарциссизма в ту-изм, который и делает человека способным любить. Напомним о том, что Я ребенка выросло из tu, которыми он был окружен в раннем детстве. В подростковый и после-подростковый период Я ощущает, что должно возвратить tu нечто, что получило от него примерно в возрасте от десяти до двадцати лет» (там же, 260).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Мы подходим к завершению нашего обзора. Можно только надеяться, что нам удалось несколькими тезисами в сжатой форме рассказать о самых важных содержащихся в книге воззрениях. Надеемся, мы сумели показать, что даже по прошествии двадцати пяти лет эти работы не утратили своей актуальности. Наконец, хочется еще раз напомнить о том, что послужило поводом к появлению книги,

представляющей кладезь идей для психоаналитикои-практиков, — 70-летии Аугус-та Айххорна, о котором К. Р. Эйсслер во вступительном биографическом очерке говорит «Од знал, что в психоанализе нашел ключ к лабиринту своих непонятных наблюдений . В руках Айххорна фрейдовская техника, предназначенная для лечения невротиков, превратилась, похоже, а новый инструмент — настолько она отличалась от оригинала. Тем не менее подлинно (психо)аналитическая по своему методу, она отвечала потребностям личностной структуры делинквентов, которая столь сильно отличается от личностной структуры невротиков» (Eissler, X).

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...