При другом специфически психоаналитическом подходе к проблемам поведения исследователи задаются вопросом о содержаниях внутреннего поведения, которые можно выявить в психоаналитической беседе. Речь идет о способных к непосредственному осознанию фантазиях, но еще больше о фантазиях, становящихся осознанными только после преодоления сопротивления. «Когда мы рассматриваем область фантазий, которые отыгрываются в окружающем мире подобным (диссоциальным. — К. К) образом (мазохистские, садистские, вуайеристские, эксгибиционистские фантази' й и фантазии о насилии), то тогда мы обнаруживаем, что их содержанием являются хорошо известные повсеместно распространенные мастурбационные фантазии догенитальной фазы» (A. Freud, 202). Общепринятому психологическому пониманию такие психоаналитические утверждения доступны не сразу. «На самом деле это настолько мало проявляется в нормальной деятельности Я, что содержания мастурбационных фантазий ребенка невозможно разгадать с помощью наблюдения за его поведением» (там же). Мы знаем, однако, что ранние переживания ребенка, которые приобрели неприятный характер, подвергаются детской амнезии, то есть становятся латентными.

Следовательно, для психоаналитика предметом исследования и терапии являются структуры и содержания интрапсихических интеракций пациента. Если они сформированы таким образом, что независимо от актуальных внешних условий ограничивают диалогические возможности субъекта «делинквентными» интеракциями, то этому соответствует введенное Айххорном (Aichborn 1957) психоаналитическое понятие латентной делинквентности. «Понятию "латентной делинквентности" никогда не уделялось того внимания, которое оно заслуживает. Поэтому вполне правомерно детально остановиться на его значении Сам Айххорн, хотя и работал с этой гипотезой, не исследовал ранние нарушения как таковые, а только установил их значение и последствия» (FriecU'вncler, 205).

Если для аналитика концепция латентной делинквентности является предпосылкой его подхода к феноменам диссоциального и криминального поведения, то с психоаналитических позиций неверно будет называть протест индивидов и групп, вызванный реальной нуждой, делинквентностью. В психоаналитическом смысле групповая делинквент-ность должна, следовательно, относиться к латентным условиям. «Возможно, что одна из причин, почему дети тянутся друг к лру:у, создают группировки, а затем совершают противоправные поступки, состоит в том, что их объединяет общий эмоциональный фактор, а именно раннее разочарование и фрустрация в их отношениях с родителями. Они объединяются со всей энергией и противятся остальному миру, совершая противоправные поступки, которые являются выражением мести» (Burlingham, 286). Это опять-таки не совсем соответствует общепринятому пониманию распространения антисоциального поведения в группах. Чаще всего встречается представление, что дети или подростки взаимно «заражаются». «Феномен "заражения" не является для социального психолога новым, В действительности "распросгранение" поведения от одного человека к другому или ко всей lyjynne описано в связи с изучением "поведения масс"» (Reell, 315).

Далее мы попытаемся изложить представления некоторых авторов о развитии делинквентности. Мы должны «точнее исследовать гипотезу о том, что факторы окружающей среды ведут к нарушению трансформации влечений в раннем возрасте и объектных отношений» (Fricdlдntter, 206). Это также приблизит нас, как уже отмечалось, к пониманию асоциального характера и, соответственно, его формирования.

«Любой фактор, мешающий развитию стабильных отношений между матерью и ребенком и надлежащему обращению с примитивными влечениями-желаниями, будет препятствовать процессу развития Я. Длительная разлука в возрасте до третьего года жизни, недостаток интереса или времени у матери, личностные дефекты матери, вызывающие у нее внутренний разлад при кормлении, отнятии от груди и приучении к опрятности, — все это может вести к нарушению развития Я» (там же). «Отношение к родителям или другим взрослым обычно остается сексуализированным на анально-садистском уровне, и как следствие этого дефектным является и Сверх-Я Контакты со взрослыми вне круга семьи, как правило, не ведут к обогащающим личность идентификациям латентной фазы, а остаются на том же уровне сексуализиро-ванных отношений, как к первичным объектам любви, Окружающих людей любят, пока они способствуют удовлетворению, и ненавидят, как только они в нем отказывают . Из-за отсутствия дееспособного Сверх-Я не существует и никаких внутренних требований и как следствие — никакого напряжения между Я и Сверх-Я, которое вызывало бы чувство вины . Хотя имеется интеллектуальное понимание последствий поведения, эмоциональное понимание отсутствует. Сиюминутное удовольствие важнее, чем угроза неудовольствия в будущем» (там же, 207).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...