Казуистическая статья о юном поджигателе также указывает на травматическую причину: «Ко времени этих внутренних конфликтов Г. был тяжело болен. Его должны были прооперировать из-за прорыва слепой кишки, приведшего к общему воспалению брюшины. Г. рассказал мне в интервью, что он чувствовал себя тогда больным, испытывал сильнейшие боли в животе и что его бабушка ставила ему клизму. Мы знаем, что эта клизма означала для него враждебный выпад со стороны бабушки и что фактически ею и объясняется серьезное воспаление слепой кишки, поскольку она привела к ее прорыву» (Simmel, 93).

В отличие от травматических нарушений психического развития, которые, в случае если они были достаточно интенсивны и имели место в фазе раннего детства, называют сегодня «психопатией развития», существуют также делинквентные структуры, близкие более известным формам неврозов. «Айххорн описывает тип правонарушителей, которые совершают свои диссоциальные действия из потребности в наказании (бессознательного чувства вины). Такие случаи заставляют нас предполагать наличие строгого Сверх-Я (ср. преступление из чувства вины у Фрейда; XIII, 282). Вместе с тем мы часто наблюдаем, что слишком строгое Сверх-Я слркит причиной невротических симптомов. Можем ли мы выявить факторы, которыми объясняется то, что в одних случаях строгое и жестокое Сверх-Я ведет к делинквентности, а в других — к неврозу?

У человека, не способного терпеть такое напряжение, не только развивается неадекватное приспособление к реальности; в отличие от невротика он не сможет вынести самонаказание. Он попытается избежать его, протестуя против внешнего мира и тем самым отыгрывая напряжение, возникающее из-за чувства вины .

Сверх-Я образуется з результате двойственного процесса развития. Ребенок очень рано идентифицируется с обоими родителями и желает быть или стать такими, как они. Ребенок формирует также идеал, который при последующем созревании вбирает в себя нормы или идеалы окружения. ("Я хочу быть таким, как мои родители, и иметь их идеалы".) В то же время ребенок перенимает также родительские предписания и запреты и, интроецируя их, создает сдерживающую (и наказывающую) часть Сверх-Я ("я должен или не могу делать то или другое")» (Lampl-de Groot, 250).

«Невротики, как и делинквенты, могут иметь настоятельную потребность в самонаказании. Я утверждаю теперь, что отличительный фактор между невротиками и делинквентами следует искать в различном развитии их Я-идеала и формировании Сверх-Я» (там же, 252).

«Сильные идеалы запрещают выражение какой-либо агрессии по отношению к внешнему миру, и поэтому она обращается против собственной персоны. В результате образуется известный невротический circulus vitiosus .

Если у маленького ребенка сформировался слабый идеал, который в дальнейшем оказался разрушенным садистским Сверх-Я, то это приводит к появлению тенденций к самонаказанию и к дефектному развитию Я. Но в таких случаях слабый идеал не способен сдерживать отвод агрессии, а садистское Сверх-Я отыгрывается на окружении. Это выражается в диссоциальном поведении или делинквентности» (там же).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

В своих рассуждениях мы достигли места, где должны спросить, какое значение эти психоаналитические теории могут иметь для воспитания. С этой целью мы хотим вновь последовать за некоторыми авторами: «Что фактически требует и дает ребенку воспитание, так это знание, когда нельзя лгать, когда нельзя говорить правду и когда ложь необходима. Это положение, возможно, покажется гротескным, но я бы хотел сослаться на философа Георга Зиммеля, который учил, что определенные виды лжи являются непременным атрибутом нашей социальной жизни и что без них наше общество просто не могло бы существовать. Позвольте мне также процитировать утверждение премьер-министра одной страны, которая гордится своей демократией. Когда он услышал, что в парламенте одного влиятельного политика упрекнули во лжи, он возмущенно воскликнул: "Но, джентльмены, если бы я всегда говорил правду, то не смог бы продержаться здесь и десяти минут!" .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...