Но обман любимого партнера — это самая деструктивная форма лжи, поскольку он подрывает глубочайшее и сокровеннейшее доверие, унижая достоинство человека и доставляя ему страдание. И тем не менее ложь в любви сопровождает человека всю его жизнь начиная с раннего детства . Положение, что у ребенка нет сексуальной жизни и сексуальных ощущений, само является ложью.- Но в эту ложь верили, пока фанатики правды, такие, как Зигмунд Фрейд, не постарались ее разрушить . Примерно после третьего года жизни ребенок имеет определенные представления, инстинктивное знание о сексуальной жизни, "органическое" бессознательное знание, глубоко коренящееся в потребностях организма, того же рода знание, которое, по-видимому, имеют также животные и вся живая природа, В возрасте от трех до пяти лет ребенка будоражат предчувствия, смутные ощущения, импульсы, сексуальная природа которых хотя и ощущается, но не может быть понята неразвитым сознанием. Он начинает искать, исследовать, наблюдать, возможно, задавать вопросы . Вскоре ребенок обнаруживает, что все взрослые явно лгут.- Вскоре он начинает понимать, что от него ждут того же: он должен симулировать невинность, то есть неосведомленность, вести себя так, словно он ничего не знает, ничего не видит, ничего не понимает- Вскоре вокруг него создаются две строго разграниченные социальные сферы. Первая — круг взрослых, в котором ребенок симулирует . Вторая — круг детей, в котором втайне обсуждаются все интересные вещи» (Woolf, 267).

«Вторым типичным проступком детей является "воровство", преступление против собственности. Это заставляет нас исследовать представления ребенка о собственности . Но до третьего или четвертого года его взгляд на собственность следует понимать как соответствующий закону джунглей: "Что мое — то мое, а что твое — тоже мое" .

Отлучение от груди вызывает у ребенка первое горькое чувство утраты чего-то ценного . Отделение от матери .

Другой важный компонент чувства собственности развивается в раннем возрасте в связи с изменениями анальных потребностей-До третьего или даже пятого года жизни- ребенок отчетливо демонстрирует чувство собственности, порой весьма интенсивно, проявляя жадность к вещам, которыми он хочет обладать. Тот факт, что эти объекты принадлежат кому-то другому, выше его понимания . Ребенок только пытается — более или менее наивно — завладеть желанными вещами и совершает действия, которые могут иметь черты воровства и обмана» (там же, 169).

«Психологическая мотивация состоит в стремлении присвоить себе объект, который для бессознательного представляет собой "замену" утраченного объекта любви» (там же, 271 ). «Деньги и подарки являются доказательствами любви или заменой любви независимо от того, подарены они добровольно или были украдены; возврат же подарка понимается как отклонение любви» (тал\ же, 272). Таким образом, становится понятным тезис: «Для анализа вся моральность есть в конечном счете кодификация любви» (там же, 265).

Тем самым мы подошли к вопросу о том, что мог бы дать психоаналитический опыт современной педагогике. «Психоаналитические исследования показали нам, как ребенок доносит до родителей свои развивающиеся мысли и чувства, словно спрашивая их.» хочешь ли ты мне помочь своевременно научиться надежным и здоровым привычкам, любви и любопытству, психической гигиене, предотвращающей появление чувства страха, вины, враждебности, ревности, чтобы затем мой самоко1ггроль стал целостным, пригодным, самореализующим и . самоосознанным?. Если у меня возникают серьезные трудности и тебе действительно надо вмешаться, делай, пожалуйста, осознанно то, что, по твоему мнению, нужно со мной делать» (Dorsey, 134).

«Если каждому помогают понять потребности другого, то появляется общая основа для улучшения отношений. То есть в глубоком смысле сотрудники (психоаналитической педагогической консультации) выступают не только как переводчики, но и как учителя иностранного языка» (там же, 135).

«Чем больше ребенок демонстрирует плохое поведение, тем меньше он способен проявить внимание к своему собственному благополучию и тем больше он нуждается в действительном понимании его детских нужд .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...