КРИТИЧЕСКИЕ ФАЗЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДИССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Первый год жизни

Психологические предпосылки, врожденные конституциональные варианты

Все дети от рождения разные. В психическом развитии человека важную роль играют прежде всего следующие пять факторов, выделенных сотрудниками психосоматического консультационного пункта детской поликлиники при Мюнхенском университете (Schmeer, Klьwer 1955):

1) различия в интенсивности импульсов, то есть в величине стимула, побуждающего к действию;

2) различия в чувствительности, то есть в величине порога возбуждения, вызывающего реакцию;

3) различия в сохранении валентности, то есть после прекращения стимула он продолжает действовать с разной продолжительностью;

4) различия в быстроте психической реакции, то есть скорость реагирования на раздражитель с самого рождения различается;

5) различия в сопротивляемости, то есть в способности выдерживать фрустрацию без декомпенсации.

Эта совокупность врожденных факторов называется «врожденным темпераментом» (Мид). Недооценка его роли с точки зрения возможностей психического развития может привести к ложному представлению о том, что человеком можно полностью манипулировать; но, с другой стороны, совершенно неверно было бы считать, что врожденный темперамент полностью предопределяет психологическую «судьбу» человека; формирующийся впоследствии характер личности в гораздо большей степени является результатом опыта, а также соответствующих ему способов реагирования и стиля поведения, формирующегося у индивида в его жизненной ситуации. Иными словами, можно сказать: факторы, определяющие характер, образуются во взаимодействии конституциональных компонентов, с одной стороны, и социальных условий — с другой. В каждом отдельном случае их соотношение зависит °т уязвимости врожденного темперамента и от веса социальных факторов. При исследовании делинквентов оценка этих факторов может дать первые ориентиры.

Построение психических содержаний

В чем состоит взаимодействие между физиологическим субстратом живого орга-низма и воспринятыми, усвоенными и сохраненными содержаниями?

Можно утверждать, что нарушения в процессе построения психических содержаний могут вести не только к нарушению психической переработки содержаний — может нарушаться также и физиология, когда, например, переработка содержаний восприятия ведет к чрезмерной функциональной нагрузке. Человек в этом смысле является существом особенно уязвимым, поскольку он обладает высокоразвитой центральной нервной системой и поскольку нервная система отвечает не только за внешние процессы, но и за внутреннее возбуждение и состояние чувственной сферы (Airapetjanz, 195 5). Такие сложноорганизованные структуры из содержащей восприятия и переживаний сохраняются и в дальнейшем «рефлекторно включаются» (Kassation, 1955) в новых жизненных ситуациях.

С точки зрения формирования диссоциального поведения особое значение имеет стадия психического развития, когда в переработке содержаний происходит многоступенчатый переход от абстрактных образов к метафорам, всегда выражаемым с помощью сложной колдбинации звуков. Это означает начало развития челов 'ческой речи, отличительный признак которой состоит в независимой передаче психических содержаний индивидуального опыта.

На этой стадии у человека появляется особая возможность для протеста. Способность абстрагирования и переход от образных представлений к понятийному мышлению позволяют ему фрагментарно, неверно или искаженно интерпретировать неприятные факты из своего опыта.

«Речь связывает переживание с понятием и делает его пригодным для фундаментальной человеческой функции символически опосредствованной деятельности» (Lorenzer, 1977, 99).

В этой связи Лоренцер говорит о форлшровании «частной речи» (Lorenzer 1973, 164, см. статью П. Орбана в т. 1 ). Оценка способности к символизации и абстрагированию дает исследователю ориентир примитивности нарушения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...