О психоаналитическом понимании юношеской диссоциальности, ее терапии и
профилактикеПсихоанализ / Новые направления в психоанализе / О психоаналитическом понимании юношеской диссоциальности, ее терапии и
профилактикеСтраница 10
1) внешними факторами; диссоциальное поведение проявляется в «латентный» период и часто в пубертатный и постпубертатный период ведет к криминальной карьере;
2) чрезмерными социальными и эмоциональными нагрузками; в таком случае дальнейшее поведение обычно объясняется бессознательным психическим конфликтом; к этой группе относятся многие подростки, у которых диссоциальное поведение впервые проявляется в пубертатный период;
3) невротическими конфликтами, на основе которых развиваются симптомы делинквентности; к этой группе относятся такие формы поведения, как клептомания, поджигательство, преступления в состоянии аффекта и некоторые сексуальные преступления;
4) «отыгрыванием» как невротическим расстройством; сюда относятся «импульсивный характер» по Райху, «невротический характер» по Александеру и «мошенники» по Айххорну.
Классификация Эберхарда Кюнцеля
В 1965 году Э. Кюнцель, основываясь на работах Г. А. Брандта (Brandt 1960) и А. Айххорна (Aichhorn 1925), предпринял попытку «схематически отобразить наиболее важные характерологические взаимосвязи, имеющие отношение к феноменам криминальной запущенности, условия их возникновения и поводы, вызывающие тот или иной симптом» (Kьnzel 1965,18).
В соответствии с этим Кюнцель, так же, как и А. Дюрссен, относит к первой категории нормально реагирующих подростков, «пришедших к своим отклоняющимся от социальной нормы формам поведения в силу особо тяжелых обстоятельств, например под гнетом нужды, голода, бедности и т.п.» (там же, 20).
Ко второй категории Кюнцель относит молодых людей, которые, будучи детьми, воспитывались в антисоциальном окружении или в криминальной субкультуре.
<<В таких случаях Я и Я-идеал сами по себе и в своих взаимосвязях совершенно нормальны, отклоняется от нормы лишь их позиция по отношению к внешнему миру» (Aichhorn 1957,190).
Кроме того, ребенок может прийти к диссоциальному поведению также и просто в результате ошибочного понимания или ошибочной ориентации, например, при идентификации со своим не слишком усердствующим в соС людени и законов отцом (Kьnzel 1965,20).
К третьей и четвертой категориям, согласно Кюнцелю, относятся наиболее часто встречающиеся структуры запущенкс>сти и неврозов. Отличительным признаком структур запущенности является отсутствие нормально реагирующего, социально ориентированного Я-идеала. Для таких субъектов отсрочка в реализации влечения или отказ от влечения являются невозможными. Поэтому чаще всего для них характерен диффузный тип поведения: тенденции к немедленному удовлетворению потребностей, несдерживаемые вспышки аффектов, чрезмерная чувствительность, преждевременная «сдача» и т.д. (там же, 26). Тем самым субъект противопоставляет себя окружению и вступает в конфликт с общественными нормами.
В невротических структурах — в противоположность структурам запущенности — чаще всего обнаруживаются чересчур строгие Я-идеал и совесть, «которые настолько ограничивают и урезают витальные влечения, что время от времени, пытаясь хоть частично реализоваться, они осуществляют прорыв и тем самым могут . вести К явлениям криминальной запущенности» (там же, 26).
В пятой категории основу диссоциального поведения образуют дефектные психические структуры, такие, например, как психозы или слабоумие. Эта категория соответствует двум группам в классификации Кейт Фридлендер, упоминаемым наряду с антисоциальным «характером». Л '■
Классификация Карла Клювера
В статье «Теория неврозов и "запущенность"» (1974) КарлКлювер обобщает результаты многолетнего опыта психоаналитической работы с несовершеннолетними преступниками. В ней он пытается исследовать различные формы диссоциального поведения, предпочитая в этой связи понятие «диссоциальность», «поскольку оно означает только то, что в психосоциальных взаимоотношениях отдельного человека с группой существуют нарушения, но они не приписываются заранее той или иной этиологии» (Klьwer 1974,290).
Смотрите также
Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории
психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала
доступна для систематического ...
Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены
лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление
в лабораторных условиях. Это об ...
Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический
интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями
в эмпирическом материал ...