Клювер идет от различных схем к дифференцированному пониманию диссоци-альности, используя классификацию, предложенную Питером Скоттом, который выделил четыре категории диссоциальных подростков; В качестве обоснования он пишет: «Преимущество четырех категорий, предложенных Скоттом, состоит в том, что в них, во-первых, учитывается психосоциальный и генетический аспекты, во-вторых, они дают возможность ориентации на поведение. В-третьих, они позволяют выявить различия во взаимоотношениях исследуемого и исследователя. Наконец, в-четвертых, указанные факторы позволяют сделать выводы о возможных и необходимых методах терапии» (там же, 291).

Клювер выделяет четыре категории диссоциальности. К первой относятся подростки со здоровой, функционально дееспособной личностью, не обремененные сильными внутренними противоречиями. Однако в процессе социализации эти подростки усваивают нормы и стандарты субкультуры, не согласующиеся с нормами и стандартами остального общества. Считая свое поведение само собой разумеющимся, они вступают в конфликт с более широким окружением ц тем самым обращают на себя внимание. Это соответствует второй категории по Кюнцелю.

Вторая категория включает в себя подростков, которые в своей жизни не имели возможности сформировать в устойчивых сценических переживаниях со стабильными партнерами надежные репрезентанты объектов, усвоить модели поведения и развить психические структуры, которые бы обеспечили им планомерное, социально ориентированное поведение. Для них характерно так называемое «лабильное» поведение. Они страдают одним недостатком — недостатком внутреннего объекта и тем самым отсутствием Сверх-Я. Это соответствует базальному нарушению по Балинту.

Третью группу диссоциальных подростков Клювер называет «невротически-дис-социальной». Под этим следует понимать таких подростков, которые прошли в своей биографии все важнейшие этапы научения, но это всегда было сопряжено с чувством страха. Чтобы вытеснить вызывающие страх импульсы, в психических структурах подростков выработались мощнейшие механизмы сдерживания, что опять-таки вело к формированию избегающего поведения. С течением времени у них образовалось патологическое Сверх-Я. Под диктатом своей чересчур строгой совести они научились проецировать свои невыносимые внутренние конфликты на окружающих и замещать их социальными конфликтами. Это выражается, например, в бегстве или агрессивно-деструктивном отыгрывании.

У невротически-диссоциальных подростков часто отмечаются значительные нарушения личности и ограниченность возможностей накопления опыта. В своих действиях они ориентированы прежде всего на снятие эмоциональной напряженности, и только во вторую очередь их заботят материальные блага или престиж. В их поведении проявляются типичные личностные особенности. Речь идет о сходных по структуре ситуациях, в которых проявляется особого рода необычное поведение. Можно сказать, что подросток преобразует невротический конфликт в социальный и его отыгрывает.

Описанный в четвертой категории тип диссоциальных подростков характеризуется тем, что уже в раннем детстве им пришлось пережить травматические ситуации, которые были неизбежны, невыносимы и неразрешимы. Процесс научения оказался у них частично или полностью нарушен. Подросток обращает на себя внимание тем, что навязчиво пытается репродуцировать свою травму, чтобы снять напряжение. Также и здесь речь идет о базальном нарушении. Аналогами данной категории являются четвертая категория по Фридлендер и пятая — по Кюнцелю.

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ЮНОШЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Некоторые сведения о молодежных криминальных группировках

В 50-е годы в Мюнхене Э.-Б. Ашенхайм (Aschenheim 1958) изучал членов банды «Пантера» — молодежной преступной группировки, Это исследование подтверждает значимость выделенных нами критических фаз.

У всех несовершеннолетних преступников, часть из которых совершала даже убийства, обнаружились серьезные нарушения в самой ранней фазе развития (см. также статью Клювера в данном томе). У них у всех были серьезные проблемы также во втором и третьем критических периодах. Если даже у кого-то складывались благоприятные отношения с родителями, то возникали трудности с братьями или сестрами, последствия этого были аналогичными. В четвертой критической фазе все они в той или иной мере были связаны с асоциальной группировкой. Ни у кого из них не было возможности войти в конструктивную группу. Важную роль в провокации криминального развития в этой фазе играл значительно старший по возрасту человек, выступавший в качестве демагога-соблазнителя. Даже если он оставался недосягаемым для органов правосудия, то, судя по многочисленным беседам с родителями и интервью с самими членами банды, роль этого человека нельзя недооценивать. Это ясно показывает, насколько формирование идеала в этом возрасте зависит от человека, с которым общается подросток и который выступает для него в качестве лидера.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...