Таковы, следовательно, критические фазы, требующие соответствующих профилактических мер. Они также учитываются в рекомендациях, обсуждавшихся ООН (ЮНЕСКО), Всемирной организацией здравоохранения и др. (Hopmann 1956).

Рекомендации ВОЗ по поводу профилактики юношеской диссоциальности

В первой фазе, важность которой надо подчеркнуть особо, необходимо учитывать следующее: внутреннюю позицию матери по отношению к ожидаемому ребенку, установку матери по отношению к своей материнской роли, проекции матери на ребенка, разочарования, связанные с особенностями темперамента ребенка и т.д.

Б отношении второй и третьей фазы обсуждаются: внутренняя неуверенность воспитателей из-за отсутствия психологических знаний; слишком жесткие принципы воспитания; слишком неопределенные принципы воспитания; разногласия между родителями; неврозы у родителей; недостаточная способность отца быть мужчиной; недостаток женственных черт у матери.

Затем даются следующие рекомендации: всегда необходимо учитывать потребности общества и потребности несовершеннолетних. Любая профилактическая политика должна включать в себя как родителей, так и несовершеннолетних. Детям необходимо окружение, которое бы позволило им развиваться без патологии характера,

Б развитии ребенка важную роль играет семья. Поэтому семьям должна быть обеспечена стабильность. Матери должны иметь возможность как можно дольше самостоятельно воспитывать своих детей, экономические соображения не должны побуждать их работать вне дома. Должны существовать нормальные жилищные условия. Необходимы консультационные пункты, где родители получали бы поддержку при решении вопросов, связанных с воспитанием.

Наряду с родителями огромное влияние оказывает школа. Поэтому в учебную программу должна быть включена также психосоциальная гигиена. Необходимо, чтобы учебные планы были достаточно гибкими. Б распоряжении учителей должны находиться службы социальной и психологической помощи. Учителя должны тесно сотрудничать с семьями своих подопечных. Социальные службы, школы и полиция должны располагать достаточной информацией для того, чтобы своевременно направлять подростков, относящихся к группе риска, в консультационные пункты. Те, кто обращается за помощью к социальным работникам, не должны терять чувства личной ответственности и утвердиться в своих ожиданиях, что все трудности будут за них решены. Отлучать от родительского дома и помещать в исправительные учреждения детей можно только тогда, когда все остальные средства оказываются бесполезными.

Все мы, наверное, убеждены, что эти требования правомерны. Но и все мы, наверное, хорошо понимаем, насколько трудно осуществить их на практике. В тех странах, где семейные структуры пока сохранны и существует «семейная структура» общества, уровень юношеской преступности остается невысоким. Но вряд ли имеется возможность сохранить или восстановить «семейную структуру» общества в индустриальном обществе в прежней форме большой семьи. Поэтому необходимо подумать, какие факторы в сохранной структуре семьи обеспечивают ребенку здоровое развитие. К ним относятся уже упомянутые стабильное первичное доверие ребенка к себе и к миру, стабильная (четкая и однозначная) организация совести ребенка, последовательное расширение идентичности в пубертатном возрасте.

По-видимому, для индустриального общества должна быть заново разработана законченная концепция развития индивида, каковой обладала большая семья в обществе с семейной структурой. Тогда каждый индивид будет разделять социальную ответственность за развитие. ,Г

Некоторые примеры профилактики юношеской диссоциальности

К выводу, сформулированному нами выше, пришли и американские ученые (Rafferty, Frank et al. 1958). В одной из университетских клиник штата Юта они попытались создать психиатрическую службу при обычных женских консультациях. При этом практикующие врачи должны были взять на себя функции психосоциальной гигиены. Оказалось, что во многих случаях, когда просчеты в воспитании были обусловлены лишь неосведомленностью родителей или недоступностью соответствующей информации, конкретные советы имели положительный результат. И все же в подавляющем большинстве случаев, когда сознательные или бессознательные страхи или агрессия препятствовали выполнению родительских функций, советы оказывались полностью бесполезными и приводили только к еще большей путанице.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...