Трудным делом оказалось и приобщение врачей или практикующих студентов-медиков к работе в области психосоциальной гигиены. Все они в первую очередь склонны были делать то, чему были обучены и что лучше всего умели делать. Врачи приучены ориентироваться на сому. Врачу, которого обучили видеть в любой болезни лишь соматическую сторону, проще получить здесь профессиональное удовлетворение. И наоборот, ситуация, когда он, не имея соответствующей подготовки и достаточного времени, должен заниматься эмоциональными и прочими психологическими проблемами, является для него фрустрирующей. В таком случае единственно разумным выводом было бы включить в образование врачей теорию и практику психосоциальной гигиены. Авторы пишут: «Было бы большой ошибкой считать, что душевные болезни могут лечиться только индивидуально небольшой группой специально обученных специалистов».

Скорее следует подчеркнуть, что «психосоциальная гигиена должна быть делом каждого». А то, что практикующие врачи могут выполнять работу по психосоциальной гигиене, доказывает известный пример лондонской клиники Тэвисток.

Еще одна интересная попытка психосоциального оздоровления семьи была предпринята в северо-ирландском городе Плимонте (Glogauer 1958). В общежитие, получившее символическое название «Майский цветок», принимались матери вместе со своими детьми в возрасте от пяти месяцев до пяти лет. Основанием для поступления являлось направление судьи или попечителя по делам несовершеннолетних. Иногда просьба-моглаисходитьот самих матерей. Общежитие могло принять двенадцать семей на срок около четырех месяцев. Отец имел возможность в течение всего дня находиться вместе с семьей. Под присмотром находились и старшие дети. Семья располагала уютным жильем, где не было, однако, удобств, которых эти люди не могли бы позволить себе в дальнейшем. С матерями проводился in-service-training, где они обучались искусству ведения домашнего хозяйства, воспитания детей и тд. Усилия направлялись прежде всего на улучшение атмосферы в семье. Безо всяких поучений матери должны были сами понять, что позитивные, приносящие эмоциональное удовлетворение отношения в семье — это ь конечном счете и есть то, что им нужно. Оказалось, что многие женщины не имели опыта таких отношений в детстве и юности. Наряду с этим проводилась психотерапия в малых группах, целью которой было улучшение общей ситуации в семье. Результат подтвердил правильность предпринятых мер. В 85—90 % случаев происходило стойкое улучшение атмосферы в семье.

Еще одна попытка предупреждения юношеской запущенности была предпринята в Париже. В одном из крайне неблагополучных кварталов Парижа совместными усилиями с «Sauvegarde de l'Enfance» был создан молодежный клуб под названием «Les Reglisses»; буквальный перевод этого жаргонного выражения означает «лакричники». Руководителями клуба стали двое образованных людей. Помещением служил сарай, простая меблировка состояла в основном из больших столов и лавок. Там можно было играть в игры, хорошо известные каждому в здешней округе. В клубе отсутствовали жесткие правила, и он был открыт для всех.

Первые посетители приходили из чистого любопытства. Они подружились, и у них появилась своего рода привычка проводить свое время и играть в клубе, а не на улице. Они приводили сюда своих друзей; и через несколько месяцев у клуба было уже много посетителей. Юноши и девушки в совершенно непринужденной форме начинали заниматься спортом, театром, рукоделием и др. Со временем этим начинанием заинтересовались воспитатели, школьные учителя, спортивные тренеры и даже родители. Некоторые люди готовы были обучить подростков основным навыкам своей профессии. Стали проводиться также родительские встречи. И, самое главное, устраивались самые разные праздники.

В таких непринужденных ситуациях можно было наблюдать за детьми и руководить ими до того, как они начнут проявлять признаки запущенности. Также и здесь подтвердилось, что дети со значительными нарушениями не были склонны посещать спортивные и подобные им клубы, поскольку им не подходил регламентированный характер таких занятий. Здесь же, в клубе, на передний план выдвигались отдых и социальные контакты. Возможность совместно организовывать свободное время, несомненно, является одним из лучших методов предотвращения педагогической запущенности. Во многих случаях появлялась возможность направлять детей с серьезными нарушениями после того, как у них закреплялось позитивное отношение к руководителям клуба, в специализированные социальные и медицинские учреждения.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...