В испытательный период пациент поступает в так называемую ориентировочную группу. Здесь пока еще нет строгой дисциплины и к проступкам относятся не так серьезно. Группу поочередно ведут разные терапевты, так что каждый из них имеет возможность познакомиться со всеми пациентами. Групповые беседы носят информационный характер: обсуждаются правила лечебницы, самодисциплина, задачи и функции комиссии по поддержанию порядка, нарушения правил общежития, цели и формы психотерапии, групповой терапии и тд. Затем с помощью социометрических методов формируются подгруппы.

В это же время социальные работники из числа сотрудников устанавливают контакт с семьей. Как правило, при этом выявляются серьезные конфликты между клиентами и их семьями.

Терапевтическую группу составляют восемь пациентов и два ведущих, по возможности мужчина и женщина. Акцент делается на развитии взаимопонимания и эмпа-тии. При подборе группы учитывается также уровень развития, интеллект, возраст, сходство проблем. Это способствует взаимной идентификации.

Группы, в которых живут пациенты, не идентичны терапевтическим группам. У людей, живущих вместе, есть своя спальня, общий стол в столовой, и как минимум в течение восьми месяцев они находятся вместе. Организационные и терапевтические функции четко разделены между сотрудниками. Административный директор отвечает за организацию и управление. В функции психотерапевта не входит заключение договоров, осуществление контроля или поддержание порядка. В этом смысле он занимает только позицию наблюдателя, который пытается все понять и объяснить, почему это так, а не иначе. Директор отвечает за реальность, терапевт — за установление правильных отношений в процессе адаптации.

В состав персонала входят главный врач, частично занятые психиатры и психологи, социальный педагог, ведущие групп, а также социальный работник и квалифицированный служащий. На одного терапевта приходится в среднем тринадцать, на одного ведущего группы — пять или шесть пациентов.

Слаженность в работе персонала имеет первостепенное значение. Как только возникает напряженность среди сотрудников, начинает нарастать раздражение и среди пациентов. Появляется опасность авторитарного отношения сотрудников к пациентам. Это сразу же провоцирует агрессию и противодействие со стороны последних. В результате утрачивается верная ориентация и возрастает беспокойство. Образуется порочный круг, который повергает весь коллектив в панику. Последствия нарастают лавинообразно. Если персоналу удается взять себя в руки и появляется возможность обсудить проблемы со всем коллективом, напряжение уменьшается, возрастает терпимость, улучшается коммуникация. Насильственные методы становятся лишними, страх и противодействие исчезают, возрастает координация и среди пациентов.

Важно, что у пациентов есть спой орган самоуправления. Многие мероприятия обсуждаются всем коллективом, особенно те, где речь идет о правилах внутреннего распорядка. За соблюдением правил следит специальная комиссия, которая также состоит из пациентов. Распоряжения комиссии обязательны для исполнения, вето может наложить только главный врач.

Каждая группа (единогласно или нет) выбирает доверенное лицо сроком на шесть недель. Такие полномочные представители на собрании сотрудников имеют совещательный голос. Каждую неделю один или два раза составляется групповой отчет, где с каждым ведущим обсуждается эмоциональный климат в группе. Дискуссия проходит при участии ведущих групп. Ведущие групп — специально обученные социальные работники — постоянно проходят in-service-training.

Для пациентов «сильная рука» закона всегда находится на заднем плане. Беглецов ловят и вновь направляют в следственный изолятор. Оттуда через неопределенное время по рекомендации психиатра они снова могут быть направлены в лечебницу.

Терапевтический эффект имеют атмосфера в группе, специальная индивидуальная и групповая терапия, а также индивидуальные беседы. Еще одним терапевтическим средством является обучение работе и умению распоряжаться свободой. При этом ставятся следующие задачи:

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...