Даже родительские собрания с докладами по проблемам воспитания оказывают, несмотря на последующую дискуссию, весьма незначительное воздействие. Наиболее эффективной формой, безусловно, является индивидуальное консультирование, но с экономической точки зрения для большинства людей оно недоступно. Точная оценка эффективности разных методов показала, что оптимального результата с экономически допустимыми издержками позволяет добиться групповая работа (Rosenstock et al. 1960).

Групповой метод позволяет обойти основную проблему массовых форм обучения, а именно односторонность коммуникации, которая не обеспечивает достаточной ясности в неизбежно возникающих вопросах и возражениях, а также проблему экономических издержек при индивидуальном консультировании (которое, разумеется, во многих случаях оказывается необходимым в процессе терапии). Кроме того, его преимущество состоит в опыте коллективного взаимодействия.

Одним из наиболее убедительных методов родительского просвещения является практика так называемых открытых для наблюдения детских садов (см. статью

Клюнера о службе психического здоровья в США), где родители могут наблюдать за поведением как своих, так и чужих детей, а затем обсуждать увиденное под руководством профессиональных воспитателей. Подобные возможности предоставляют и кооперативные детские сады, где матери по очереди заботятся о детях и одновременно проходят своего рода in-service-training.

Как результат массового просвещения родителей, носящего чересчур общий характер, часто встречается неверное представление о том, что дети вообще не должны испытывать трудностей и конфликтов. Нов действительности невозможно оградить ребенка от проблем; такое стремление сделало бы ребенка лицемерным или зажатым. Социальная реальность требует скорее от каждого умения в той или иной мере справляться с трудностями и конфликтами, и этому необходимо учить.

Разумеется, дети не должны переживать ненужные конфликты, но и неизбежные конфликты не должны превышать индивидуального порога выносливости. Понимаемая таким образом забота о здоровом психосоциальном развитии служит предупреждению как невротических заболеваний, так и делинквентного развития.

Здесь хотелось бы еще раз сказать об особой психосоциальной задаче школы в наше время. Нарастающая сложность всех общественных и производственно-технических процессов в современном обществе предполагает наличие определенной социальной зрелости, которой в такой мере не требовалось от предыдущих поколений. Поэтому школа стоит перед неизбежной необходимостью дополнить прежние педагогические методы, ориентированные на развитие конкурентоспособности, воспитанием способности к сотрудничеству. Иными словами, речь идет о способности человека с чувством ответственности перед собой и группой в совместной деятельности решать общие проблемы. Для воспитания-способностей к коллективному планированию и решению проблем особенно пригодна трудовая деятельность, но также и другие виды групповой деятельности.

Следует назвать еще некоторые принципы терапии юношеской делинквентности. Очевидно, что при лечении любых психических расстройств тем быстрее будут достигнуты нужные результаты, чем раньше удастся пресечь намечающиеся негативные тенденции в развитии (Woodward et al. 1958). Поэтому прежде всего необходимо установить, в чем выражаются ранние симптомы делинквентного развития. Как мы уже не раз подчеркивали, определенные конфликты и асоциальные способы поведения не являются чем-то необычным для детского развития. При этом для здорового развития типично, что эти формы поведения имеют лишь временный характер. Умный воспитатель воспримет их появление как признак глубокого внутреннего конфликта и попытается помочь ребенку его решить. Если это не удастся, то отклоняющееся поведение будет сохраняться в течение длительного времени. Оно будет достаточно интенсивным и устойчивым. Б таких случаях воспитатель обязан обратиться за помощью к профессиональным консультантам — специалистам в области медицинской или педагогической психологии. Разумеется, не так просто указать критический срок для продолжительности проявления симптомов, но мы полагаем, что если определенные проблемы сохраняются более полугода, то дело, по-видимому, не только во временных трудностях воспитания (Schwidder 1956).

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...