Если благодаря внимательному отношению воспитателя ребенок своевременно получает профессиональную помощь, то, как правило, бывает достаточно одной или нескольких консультаций с близкими для него людьми, чтобы преодолеть кризис.

Однако в большинстве стран не принято информировать родителей и воспитателей о процессах психосоциального развития, а потому многие проблемы не удается разрешить в самом начале. Как правило, консультант или детский терапевт имеет дело с уже закрепившимися отношениями. Это означает, что страхи, страдания или упрямство отложились у взрослого — и еще более у ребенка — в его психике. В таких случаях консультаций уже недостаточно; здесь требуется более интенсивная работа, а именно детская психотерапия.

В игровом анализе терапевт получает доступ к содержаниям детских представлений, ожиданиям, способам переработки ребенком своих переживаний (Анна Фрейд). В играх и беседах ребенок может научиться лучше понимать свои чувства и ожидания, приобрести новые представления и эмоциональные установки, а также восполнить возникшие пробелы в переживаниях и их психической переработке. При этом чем младше ребенок, тем сильнее он зависит от отношений с близкими; терапевт должен учитывать это в своей работе, чтобы создать условия для последующего здорового развития.

Иначе обстоит дело в работе с несовершеннолетними делинквентами, Обычно они менее зависимы от окружения, но зато их конфликты более интернализированы. Механизмы и стереотипы, как правило, воплощены у них в бессознательных жизненных техниках (Saksida 1961). Постоянно встречающиеся компоненты скрытого протеста или открытого неповиновения часто становятся основным элементом в переживании собственной идентичности. Наивное окружение, как правило, не понимает большинства бессознательных аранжировок подростка и постоянно позволяет провоцировать себя на то, чтобы соответствовать искаженным ожиданиям делинквента. Сюда же добавляются взаимовлияния в преступных группировках. Все это затрудняет болезненный, но неизбежный кризис идентичности, который в данном случае выступает предпосылкой переориентации и разработки более оптимальных жизненных техник (Aichhorn 1957).

Если учесть, что многие правонарушители обращаются за помощью не по собственной воле, то становится понятным, почему исключительно амбулаторное лечение лиц с тяжелыми расстройствами приводит к успеху только в тех случаях, когда тяжесть интенсивного субъективного страдания вынуждает подростка к стойкости.

В остальных случаях, когда нет гнета страдания или перевешивает вторичное получение удовольствия, терапевтический процесс может начаться только тогда, когда правонарушитель осознает свой крах и одновременно нацеливается на лучшую жизнь. Это скорее произойдет при условии, если он оставит свою среду и попадет в социально стабильное окружение, которое не поддается на провокации подростка, не затушевывает неминуемые последствия его поведения, но при этом все же окружает атмосферой товарищеских отношений и принимает его всерьез. В этом аспекте и должна вестись дискуссия о воспитательных, исправительных учреждениях и тюрьмах для молодежи.

Каким образом можно содействовать процессу выздоровления посредством изменения идентичности, каковы при этом возможности психотерапии, лечебной педагогики и социальной терапии, а также групповых и индивидуальных методов лечения, — все эти вопросы выходят за рамки нашего обсуждения. Ясно одно: если не довольствоваться одним только подавлением криминальных тенденций, то об излечении можно говорить лишь в том случае, если:

а) пациент сумел существенно скорректировать неправильно структурированныепсихические содержания и способы переработки;

б) удалось заменить патологические побудительные механизмы и поведенческиетехники социально приемлемыми и субъективно удовлетворительными способамиповедения;

в) место сознательных и бессознательных тенденций к отмщен

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Последователи Фрейда
...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...