Аккумулирование и структурирование психических содержаний

В самый ранний период психические процессы протекают пока еще по простой схеме: побуждающая потребность — гештальт-ожидание — гештальт-ответ — удовлетворение (или фрустрация). В физиологии это называется условным рефлексом На языке психологии это означает сочетание определенных содержаний восприятия с каким-либо возникающим чувством. При повторном появлении аналогичного чувства данные содержания всплывают вновь в качестве представлений, носящих характер воспоминания или ожидания. В этом и состоит проблема сочетания чувств, порождаемых внутренними состояниями, и соответствующих содержаний воспоминаний. Если такое соединение устойчиво и постоянно, то оно является основой для развития базального первичного доверия. Если же в течение долгого времени имеет место неудовлетворительная и непостоянная связь, то возникает скорее представление-ожидание, которое мы должны охарактеризовать как базальное недоверие.

«Первым компонентом здоровой личности я называю чувство первичного доверия, под которым я понимаю восходящую к периоду раннего детства установку по отношению к себе и к миру. Говоря о "доверии", я имею в виду то, что кратко можно определить как чувство возможности положиться на себя и в отношении к другим, и в отношении к самому себе» (Eiikson, 1970,62).

,.·, Для понимания дальнейшего психосоциального развития (см. также статью 3 Майстерманн-Зеегер в этом томе) важен тот факт, что эти ранние переживания-восприятия и содержания являются первым опытом, имеющим особое значение для всего последующего опыта, особенно если он закрепляется благодаря повторению. Значение категориального первого опыта и его проявления в последующих воспоминаниях, приуроченных к соответствую!]ihm ситуациям, Риманн (Riemann, 1952) выразил понятием «зародышевой ситуации».

При возобновлении опыта, такого же или подобного тому, что был испытан в зародышевой ситуации, индивид склонен вести себя так, как в этой исходной ситуации. Такое базальное нарушение — отсутствие доверия — в большей или меньшей степени-выражено у всех делинквентов.

Развитие Я и идентичность

Если в предыдущем разделе мы говорили о том, что для возникновения психических содержаний необходимо постоянное возобновление потоков восприятия, то сейчас мы можем ввести понятие «идентичности». Оно означает, что при постоянном соотнесении элементов воспоминаний и опыта, связанного с последующим называнием предметов адекватными именами, у ребенка развиваются зародышевые структуры Я. Показателем развития в этой фазе является возникновение у ребенка первой улыбки как реакции на появление лица матери. Это происходит примерно на втором месяце жизни.

Если диалог матери и ребенка до сих пор протекал на коэнестетическом уровне (Spitz 1957), то есть на уровне инстинктивного взаимодействия то теперь благодаря развитию дифференцированного образного и речевого восприятия он перерастает в диакритический способ восприятия (см. статью Й. Шторка). С утверждением диакритической перцепции в качестве господствующего способа восприятия в системе памяти начинают накапливаться признаки, образующие своего рода осадок из «суммированных образов», полученных из опыта взаимоотношений с объектами, и гештальты, называемые в психоанализе репрезентантами объектов, или «психическими объектами».

Идентичность мира и Я развивается, таким образом, на основе постоянныхи удовлетворительных первичных объектных отношений. Значение этого процессастановится очевидным, если обратиться к патологии первичных объектных отноше-ний и ее последствиям. Если опыт общения с первым партнером, которого ребеноквстречает в своей жизни, таков, что поведение этого человека резко меняетсяили сам он постоянно меняется, то ребенку сложно объединить эти различные пе-реживания в совместимые содержательные структуры. Для формирования стабиль-ной структуры личности неприемлемы следующие отношения: «первичная тревож-но-избыточная забота или первичное неприкрытое отвержение, враждебность,выражающаяся в тревожности, а также частые колебания между баловствоми враждебностью, циклические колебания настроения и, наконец, сознательно ком-пенсированная враждебность. Наиболее неблагоприятным для психического разви-тия ребенка является непостоянство — колебания между строгостью и вседозволен-ностью» (Muss, 1973,46-47). :

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...