Все это может привести к трудностям в формировании интегрированной личности и идентичности у ребенка. Шпиц пишет «Мне самому приходилось наблюдать, что дети с очень ранним развитием Я в конце первого года жизни оказываются более глубоко травмированы нарушенными объектными отношениями, чем другие Дети» (Spitz, 1972, 35).

Особенно отчетливо диакритическая способность ребенка проявляется на восьмом-девятом месяцах жизни; в этом возрасте он начинает отвечать возбуждением на изменения в континууме впечатлений, получаемых от мира и от себя. По мнению Шпица, это означает, что ребенок достиг значительного прогресса в различных областях своей психики, например «в сфере перцепции, когнитивных процессов, памяти, объектных отношений, а. также аффектизных проявлений». Согласно Шпицу, подобное расширение опыта является одновременно причиной и следствием детского поведения, которое он называет «тревогой восьмимесячных». На языке экспериментальной психологии это означает, что у ребенка появляется способность различать чужих людей и близких. Шпиц предпочитает говорить, что «эта реакция служит индикатором того, что у ребенка произошло образование подлинного объекта либидо, который отныне отличается от любого другого объекта» (там же, 36).

Нарушение нормального хода развития в этой фазе, длящейся примерно до пятнадцатого месяца жизни, может происходить при внезапных переменах в отношениях между матерью и ребенком (Bowlby 1951 ).

«В случае частичного или полного лишения объекта любви ребенок теряет цель своих агрессивных или либидинозных влечений». В таком случае происходит регрессивный отказ от влечений, либидо уже не может связывать агрессию, последняя высвобождается и оборачивается против ребенка» (Muss 1973, 47). О наличии подобных травматических изменений у делинквентов говорит Винникотт.

«Расслоение» влечений, характерное для стадии начиная с третьего месяца жизни, отныне является патологическим.

При здоровом развитии у рудиментарного Я в период с третьего по пятнадцатый месяцы жизни «возникает ряд систем, таких, как память, восприятие, способность к суждениям, затем понимание пространства или социальных жестов, а спустя некоторое время способность к передвижению, то есть систем, делающих Я более дееспособным, но вместе с тем повышающих сложность его структур. Можно сказать, что Я стало теперь самим собой» (Spitz 1972,40).

Маленький ребенок Развитие автономии или стыдливости и недоверия

Анальная фаза, приходящаяся на конец второго года жизни, является следующей критической фазой в психосоциальном развитии ребенка (см статью П. Хайманн в т. I ).

«В этой фазе основной акцент делается на созревание мышечной системы и проистекающей из этого способности (или вдвойне ощущаемой неспособности) координировать множество крайне сложных актов, таких, как "удерживание" и "отпускание", кроме того, на огромную ценность, которую по-прежнему в высшей степени зависимый ребенок начинает придавать своей автономной воле» (Erikson 1970,76).

Психоаналитический термин «анальность» обозначает в данном контексте «особое качество удовольствия и воли . которое в этой фазе часто придается органам выделения» (там же).

То, что эти способности могут сформироваться только в конце второго года жизни, точнее говоря, примерно на двадцатом месяце, имеет свои основания в физиологии, а именно в том, что нервные пути, опосредствующие сознательный контроль над мочевым пузырем, прямой кишкой и сфинктерами до двадцатого месяца жизни еще не полностью миелинизированы .

Новое измерение переживания удовольствия-неудовольствия не ограничивается сфинктерами. Скорее «развивается общая способность, более того, сильнейшая погребность по своему желанию ронять и швырять, попеременно удерживать и отпускать» (там же, 76).

Здесь следует обратить внимание на два аспекта одного и того же вопроса: с одной стороны, на общее распространение моторного развития ребенка, с другой стороны, на развитие его особого интереса к органам выделения. В обоих случаях можно вновь констатировать специфические способы реагирования на близких. Поэтому возросшие возможности и моторное развитие приносят ребенку не только новые переживания «функционального удовольствия», но и подвергают большей опасности и, тем самым, переживаниям неудовольствия. Мать словами и физическим вмешательством вынуждена апеллировать к ребенку, подчас из витальных соображений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...