Все это может привести к трудностям в формировании интегрированной личности и идентичности у ребенка. Шпиц пишет «Мне самому приходилось наблюдать, что дети с очень ранним развитием Я в конце первого года жизни оказываются более глубоко травмированы нарушенными объектными отношениями, чем другие Дети» (Spitz, 1972, 35).

Особенно отчетливо диакритическая способность ребенка проявляется на восьмом-девятом месяцах жизни; в этом возрасте он начинает отвечать возбуждением на изменения в континууме впечатлений, получаемых от мира и от себя. По мнению Шпица, это означает, что ребенок достиг значительного прогресса в различных областях своей психики, например «в сфере перцепции, когнитивных процессов, памяти, объектных отношений, а. также аффектизных проявлений». Согласно Шпицу, подобное расширение опыта является одновременно причиной и следствием детского поведения, которое он называет «тревогой восьмимесячных». На языке экспериментальной психологии это означает, что у ребенка появляется способность различать чужих людей и близких. Шпиц предпочитает говорить, что «эта реакция служит индикатором того, что у ребенка произошло образование подлинного объекта либидо, который отныне отличается от любого другого объекта» (там же, 36).

Нарушение нормального хода развития в этой фазе, длящейся примерно до пятнадцатого месяца жизни, может происходить при внезапных переменах в отношениях между матерью и ребенком (Bowlby 1951 ).

«В случае частичного или полного лишения объекта любви ребенок теряет цель своих агрессивных или либидинозных влечений». В таком случае происходит регрессивный отказ от влечений, либидо уже не может связывать агрессию, последняя высвобождается и оборачивается против ребенка» (Muss 1973, 47). О наличии подобных травматических изменений у делинквентов говорит Винникотт.

«Расслоение» влечений, характерное для стадии начиная с третьего месяца жизни, отныне является патологическим.

При здоровом развитии у рудиментарного Я в период с третьего по пятнадцатый месяцы жизни «возникает ряд систем, таких, как память, восприятие, способность к суждениям, затем понимание пространства или социальных жестов, а спустя некоторое время способность к передвижению, то есть систем, делающих Я более дееспособным, но вместе с тем повышающих сложность его структур. Можно сказать, что Я стало теперь самим собой» (Spitz 1972,40).

Маленький ребенок Развитие автономии или стыдливости и недоверия

Анальная фаза, приходящаяся на конец второго года жизни, является следующей критической фазой в психосоциальном развитии ребенка (см статью П. Хайманн в т. I ).

«В этой фазе основной акцент делается на созревание мышечной системы и проистекающей из этого способности (или вдвойне ощущаемой неспособности) координировать множество крайне сложных актов, таких, как "удерживание" и "отпускание", кроме того, на огромную ценность, которую по-прежнему в высшей степени зависимый ребенок начинает придавать своей автономной воле» (Erikson 1970,76).

Психоаналитический термин «анальность» обозначает в данном контексте «особое качество удовольствия и воли . которое в этой фазе часто придается органам выделения» (там же).

То, что эти способности могут сформироваться только в конце второго года жизни, точнее говоря, примерно на двадцатом месяце, имеет свои основания в физиологии, а именно в том, что нервные пути, опосредствующие сознательный контроль над мочевым пузырем, прямой кишкой и сфинктерами до двадцатого месяца жизни еще не полностью миелинизированы .

Новое измерение переживания удовольствия-неудовольствия не ограничивается сфинктерами. Скорее «развивается общая способность, более того, сильнейшая погребность по своему желанию ронять и швырять, попеременно удерживать и отпускать» (там же, 76).

Здесь следует обратить внимание на два аспекта одного и того же вопроса: с одной стороны, на общее распространение моторного развития ребенка, с другой стороны, на развитие его особого интереса к органам выделения. В обоих случаях можно вновь констатировать специфические способы реагирования на близких. Поэтому возросшие возможности и моторное развитие приносят ребенку не только новые переживания «функционального удовольствия», но и подвергают большей опасности и, тем самым, переживаниям неудовольствия. Мать словами и физическим вмешательством вынуждена апеллировать к ребенку, подчас из витальных соображений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...