«Когда мать определяет ребенку границы, а сам он начинает завоевывать жизненное пространство, возникает первый конфликт амбивалентности по отношению к любимой матери. Именно от нее на фоне постоянного ласкового обращения он вдруг слышит отказывающее в удовольствии "нет".,. Чтобы не подвергнуться риску утратить пока еще единственный объект любви, ребенку в его бессилии в сравнении со всел-ю-гуществом взрослых не остается ничего другого, как усвоить это "нет", то есть идентифицироваться с матерью» (Biermann 1973, 31),

Этот процесс в психологии неврозов детей и подростков описан Анной Фрейд как «идентификация с агрессором» (A. Freucо 1936).

Данный этап в развитии ребенка отнюдь не является патологическим процессом. Он обусловлен прежде всего психологической необходимостью и свидетельствует о том, что ребенок вступил на первую ступень личностного развития (Spitz 1957). Процесс развития может приобрести патологический характер в том случае, когда отказывающее в удовольствии «нет», связанное с целой шкалой аффективных побуждений, способных еще более усилить влияние на ребенка, становится общей установкой взрослого в отношениях с ребенком, Наиболее известным является процесс приучения к опрятности, из-за чего о нем чаще всего говорят в этом контексте.

Многие честолюбивые матери, ориентированные на идеал безупречного, всегда чистого, хорошо пахнущего тела, считают, что их ребенку с ранних лет абсолютно необходима строгая система приучения к опрятности.

На последствия подобных преждевременных и чрезмерных требований указывает Эриксон: «К невротикам нашего времени относится также тип "обсессивной личности": скупой и мелочный по отношению к любви, времени, деньгам, а также функциям своего организма» (Erikson 1970,77).

К этому, как правило, добавляется чувство недееспособности и неполноценности. Если в ответ у ребенка развивается более стеническая форма реакции и он воспринимает вмешательство со стороны окружения как угрожающее для себя, то уже в раннем возрасте упрямый протест может стать типичным ответом на все предъявляемые ему требования. Это может иметь роковые последствия для последующего формирования характера, поскольку «нет», продиктованное упрямым сопротивлением, дает чрезвычайно соблазнительную возможность пережить ощущение всемогущества. Значение этого факта для формирования личности преступника нельзя недооценивать.

Чтобы стать автономным, ребенок в анальной фазе должен уравновесить две эти внешне противоположные тенденции «удерживания» и «отпускания», которые Эриксон охватывает формулой «ретенционно-элиминирующего модуса».

«Из ощущения власти над собой без утраты чувства собственного достоинства возникает стойкое чувство автономии и гордости; из ощущения мышечного и анального бессилия, из утраты самоконтроля и чрезмерного вмешательства родителей возникает стойкое чувство робости и стыда . Потому данная стадия становится определяющей для соотношения любви и ненависти, усердия и упрямства, свободного самовыражения и угнетенности» (там же, 78}

Из вышесказанного напрашивается вывод, что было бы лучше всего позволять ребенку делать все, что он хочет. Но это не так. При полной свободе в удовлетворении желаний как раз примитивные функции остаются недифференцированными, поскольку отсутствует стимул для более дифференцированного развития. С другой стороны, чрезмерные требования в процессе воспитания являются такой же ошибкой и наносят такой же вред, как и недостаточные требования.

Если чрезмерные требования ведут к неврозу, а иногда к вторичной невротической запущенности, то в случае недостаточных требований развивается примитивная, первичная запущенность, которая часто встречается в жизни делинквентов в виде «запущенности роскошью». Нерешенные или чрезмерные с позиции силы отношения в этот период ведут к формированию чересчур строгой совести, описываемой Клюиером в рамках выделенной им третьей категории (см ниже).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...