Эдипова ситуация и совесть ребенка

В возрасте двух лет ребенок уже может одновременно удерживать в руках два разных предмета, но еще не способен одновременно вступать в отношения с двумя разными людьми. Соответствующая способность появляется у него только к трем годам (Gesell 1952), то есть лишь в этом возрасте здоровый ребенок может полностью справляться с триполярными отношениями. Для ребенка заканчивается фаза двупо-лярного, всецело ориентированного на мать мировосприятия, и он вступает в фазу триполярной структуры мира, где материнский принцип становится относительным за счет дополнения отцовским принципом (см. статьи А. Холдера и Г. Штольце в т. 1). Для успешного развития ребенка в этой фазе необходимо, чтобы мать избавила ребенка от отношений исключительной привязанности к ней самой и побудила к отношениям с отцом и чтобы отец со своей стороны оказался способен вывести ребенка из чисто материнского мира.

Ребенок начинает все лучше распознавать и называть мужские и женские роли в мире. В результате в этой первой фазе психосексуального развития он обнаруживает и свою собственную половую идентичность.

Эта критическая фаза детского развития, имеющая отношение к формированию диссоциального или делинквентного поведения, называется в психоаналитической литературе «эдиповой фазой». Эта фаза человеческого развития является узловым пунктом всей биографии (Klьwer 1959). Если предыдущие фазы не могли осознаваться ребенком на понятийном уровне, то теперь репертуар мыслительных возможностей (понятийно-абстрактных и грамматико-логических) у ребенка настолько велик, что он впервые начинает постигать все разнообразие проблем человеческого бытия, которые зачастую поэтически формулируются в темах «голода», «власти» и «любви». Исход этого противостояния вполне обоснованно изучался и описывался как решающий процесс психического развития.

В эдиповой ситуации детского развития отражается все комплексное взаимодействие исполненных как любовью, так и враждебностью желаний, испытываемых ребенком по отношению к своим воспитателям и прежде всего к родителям.

«Ребенок любит обоих родителей, катектируя их либидинозной энергией. С другой стороны, в каждом из них он видит соперника в борьбе за любовь другого, Но поскольку агрессивные чувства — из страха лишиться любви или из страха перед реальной или мнимой угрозой (из-за авторитета родителей или бессознательного страха кастрации) — не могут быть выражены, то объектные катексисы посредством включения либидо в собственное Я преобразуются в идентификации» (Muss 1973,42).

Таким образом, детское Я в силу своего физического и психического уровня развития, а также вследствие солидарной позиции родителей вынуждено отказаться от родителя противоположного пола как объекта либидинозных стремлений и создает в себе самом объект, противостоящий его желаниям. Тем самым он интроецирует родительские запреты и требования. Возникающая в результате инстанция называется в психоанализе Сверх-Я (см. статью Д. Айке в т. I). Это — повелевающая инстанция, которая развивается путем интроекции воспитательских требований и табу и тем самым является «выражением самых мощных побуждений Оно и самых важных судеб его либидо» (Freud, XIII, 264). Одновременно Сверх-Я является также «носителем Я-идеала, с которым Я себя соизмеряет, к которому стреллится, чье требование постоянного совершенствования пытается осуществить» (Freud, XV, 71).

Из всего, о чем говорилось выше, следует, что в семье, где существует высокая эмоциональная солидарность супругов и четкая ролевая дифференциация в воспитании ребенка, а также сбалансированная поддержка обоими родителями детской идентификации, процесс разрешения эдипова конфликта для ребенка значительно облегчается. Это означает, что «Я и Сверх-Я состоят друг с другом в отношениях равновесия, что требования Сверх-Я обращены к Я, соответствуют представлениям Я об идеале и сталкиваются с Я, способным реалистически обходиться с ними и своими влечениями-желаниями. На этой основе в процессе созревания детское Я может стать еще более сильным» (Muss 1973,45).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...