Однако столь идеальным образом, как это описано здесь, процесс социализации протекать не может. Как правило, происходят смещения в ту или другую сторону. Фрейд описывает это следующим образом:

«Бедное Я . служит сразу трем строгим хозяевам, старается привести в соответствие друг с другом их требования и претензии . Тремя тиранами являются внешний мир, Сверх-Я и Оно. Оно чувствует себя стиснутым с трех сторон, подверженным троякой угрозе, на которую в затруднительных обстоятельствах реагирует развитием страха. В силу своего происхождения из переживаний системы восприятия оно предназначено отстаивать требования внешнего мира, но оно хочет также бьггь верным слугой Оно, оставаться с ним в согласии . С другой стороны, за каждым его шагом наблюдает строгое Сверх-Я, предписывающее ему определенные нормы поведения, не считаясь с трудностями Оно и внешнего мира, и наказывающее его в случае несоблюдения предписаний тяжелым чувством неполноценности и сознанием вины . Вынужденное признать свою слабость, Я реагирует страхом — страхом реальности перед внешним миром, страхом совести перед Сверх-Я, невротическим страхом перед силой страстей в Оно» (XV, 84—85).

Как выглядит развитие в этой фазе у лиц с диссоциальным или делинквентным поведением?

Основываясь на многолетней работе в подростковой колонии «Хаус Зоммерберг», Клювер и Кюнцель сообщают, что более чем у трехсот наблюдавшихся ими подростков недостаток совести не являлся основой делинквентного поведения; напротив, их Сверх-Я было не только более сильным, но и в своем роде более жестоким, чем это обычно встречается у невротических пациентов.

«Как правило, от влияния инстанции совести как раз и приходится защищаться, потому что жить под гнетом смертоносной совести становится невозможно» (Klьwer 1968,106). ■

Ле Культр (Le Coultre 1948) говорит в этой связи о «двойной совести», имея в виду то, что наряду с нормальным Сверх-Я существует «второе Сверх-Я» с негативным знаком, которое можно было бы назвать «совестью мошенника». И чем сильнее переживается это противостояние между садистски ограничивающими требованиями Сверх-Я и пассивно ориентированным Я, тем в большей степени в качестве компенсации необходим Я-идеал иллюзорного величия, который зачастую и склоняет подростка совершить преступление (Eissler 1942). Но здесь мы несколько забегаем вперед в нашем изложении. Вначале, закончив с эдиповой фазой, завершающейся формированием совести, мы должны упомянуть еще две другие критические фазы развития. Только их преодоление позволяет объяснить возможное формирование диссоциального и делинквентного поведения у подростков. Речь идет о фазах предпубертата и собственно пубертата. Индивидуальные формы преодоления или непреодоления эдиповой ситуации и усвоения половой роли служат для исследователя указаниями для последующей терапии. Связанные с этой фазой конфликты повсеместны и встречаются не только у всех делинквентов, но и во всех неврозах, психозах и прочих расстройствах.

Предпубертат Развитие социабильности

В возрасте шести-семи лет, когда раннее детство уже закончилось, ребенок достигает определенной зрелости и может идти в школу, которая представляет собой предварительную форму социальной жизни. Эриксон полагает, что в этой фазе личность кристаллизуется вокруг убеждения: «Я есть то, чему я учусь» (Erikson 1970,98).

То, как ребенок воспринимает себя по отношению к классу и учителю, в известной степени соответствуют — как продолжение семейной ситуации — базисному гештальту психосоциального треугольника, то есть здесь по-прежнему имеют силу триполярные, по сути, концепты межчеловеческих отношений. Однако эти треугольники могут быстро меняться. Они с легкостью меняют полюса и смещаются на других партнеров. Все более важную роль начинают играть множественные треугольные комбинации.

Ребенок делает шаг от триполярноЙ структуры переживаний к мультиполярной; это происходит одновременно с переходом ребенка от мира семьи к жизни в группе как мультиполярно ориентированной форме коллектива, основывающейся на равенстве и взаимном уважении партнеров. Тем легче будет ребенку совершить этот шаг, чем более «он свыкся с относительно бесконфликтным положением в семье и утвердил свою позицию в отношениях с родителями. Если он идентифицировался со своей семьей как с единством и научился, будучи зависимым от нее, чувствовать себя уверенно, то тогда он может отважиться выйти в мир, ибо располагает силами, которые может вложить как в новые отношения, так и в учебу» (Lidz 1971,60).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...