Однако столь идеальным образом, как это описано здесь, процесс социализации протекать не может. Как правило, происходят смещения в ту или другую сторону. Фрейд описывает это следующим образом:

«Бедное Я . служит сразу трем строгим хозяевам, старается привести в соответствие друг с другом их требования и претензии . Тремя тиранами являются внешний мир, Сверх-Я и Оно. Оно чувствует себя стиснутым с трех сторон, подверженным троякой угрозе, на которую в затруднительных обстоятельствах реагирует развитием страха. В силу своего происхождения из переживаний системы восприятия оно предназначено отстаивать требования внешнего мира, но оно хочет также бьггь верным слугой Оно, оставаться с ним в согласии . С другой стороны, за каждым его шагом наблюдает строгое Сверх-Я, предписывающее ему определенные нормы поведения, не считаясь с трудностями Оно и внешнего мира, и наказывающее его в случае несоблюдения предписаний тяжелым чувством неполноценности и сознанием вины . Вынужденное признать свою слабость, Я реагирует страхом — страхом реальности перед внешним миром, страхом совести перед Сверх-Я, невротическим страхом перед силой страстей в Оно» (XV, 84—85).

Как выглядит развитие в этой фазе у лиц с диссоциальным или делинквентным поведением?

Основываясь на многолетней работе в подростковой колонии «Хаус Зоммерберг», Клювер и Кюнцель сообщают, что более чем у трехсот наблюдавшихся ими подростков недостаток совести не являлся основой делинквентного поведения; напротив, их Сверх-Я было не только более сильным, но и в своем роде более жестоким, чем это обычно встречается у невротических пациентов.

«Как правило, от влияния инстанции совести как раз и приходится защищаться, потому что жить под гнетом смертоносной совести становится невозможно» (Klьwer 1968,106). ■

Ле Культр (Le Coultre 1948) говорит в этой связи о «двойной совести», имея в виду то, что наряду с нормальным Сверх-Я существует «второе Сверх-Я» с негативным знаком, которое можно было бы назвать «совестью мошенника». И чем сильнее переживается это противостояние между садистски ограничивающими требованиями Сверх-Я и пассивно ориентированным Я, тем в большей степени в качестве компенсации необходим Я-идеал иллюзорного величия, который зачастую и склоняет подростка совершить преступление (Eissler 1942). Но здесь мы несколько забегаем вперед в нашем изложении. Вначале, закончив с эдиповой фазой, завершающейся формированием совести, мы должны упомянуть еще две другие критические фазы развития. Только их преодоление позволяет объяснить возможное формирование диссоциального и делинквентного поведения у подростков. Речь идет о фазах предпубертата и собственно пубертата. Индивидуальные формы преодоления или непреодоления эдиповой ситуации и усвоения половой роли служат для исследователя указаниями для последующей терапии. Связанные с этой фазой конфликты повсеместны и встречаются не только у всех делинквентов, но и во всех неврозах, психозах и прочих расстройствах.

Предпубертат Развитие социабильности

В возрасте шести-семи лет, когда раннее детство уже закончилось, ребенок достигает определенной зрелости и может идти в школу, которая представляет собой предварительную форму социальной жизни. Эриксон полагает, что в этой фазе личность кристаллизуется вокруг убеждения: «Я есть то, чему я учусь» (Erikson 1970,98).

То, как ребенок воспринимает себя по отношению к классу и учителю, в известной степени соответствуют — как продолжение семейной ситуации — базисному гештальту психосоциального треугольника, то есть здесь по-прежнему имеют силу триполярные, по сути, концепты межчеловеческих отношений. Однако эти треугольники могут быстро меняться. Они с легкостью меняют полюса и смещаются на других партнеров. Все более важную роль начинают играть множественные треугольные комбинации.

Ребенок делает шаг от триполярноЙ структуры переживаний к мультиполярной; это происходит одновременно с переходом ребенка от мира семьи к жизни в группе как мультиполярно ориентированной форме коллектива, основывающейся на равенстве и взаимном уважении партнеров. Тем легче будет ребенку совершить этот шаг, чем более «он свыкся с относительно бесконфликтным положением в семье и утвердил свою позицию в отношениях с родителями. Если он идентифицировался со своей семьей как с единством и научился, будучи зависимым от нее, чувствовать себя уверенно, то тогда он может отважиться выйти в мир, ибо располагает силами, которые может вложить как в новые отношения, так и в учебу» (Lidz 1971,60).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...