Эта фаза развития, где речь прежде всего идет о «действии вместе и рядом с другими» (Erikson 1970,10ь), имеет столь большое значение потому, что в ней создаются предпосылки эмоциональной способности К жизни в группе. Психоаналитические исследования диссоциального поведения подростков в группе показывают, что если, например, человек в своей психологической зрелости не продвинулся дальше двупо-лярной структуры отношений, то он может вести себя в группе только так, что либо вступает в двуполярные отношения с другим членом группы, либо сам становится центром и поддерживает множественные двуполярные отношения, В этом состоянии человек либо бессознательно нуждается в авторитарной центральной фигуре, чтобы посредством этой персонификации группы ощутить контакт с коллективом, либо он сам должен находиться в центре интересов группы, если хочет чувствовать себя не «довеском», а полностью «приобщенным».

И наоборот, человек, пребывающий в фазе триполярных отношений, может уже создавать несколько более широкие отношения в большей группе. Его бессознательный образ группы соответствует, так сказать, сумме треугольников. Но система его отношений по-прежнему связана с правильным и закономерным в смысле одностороннего уважения абсолютных, авторитарных, обязательных для исполнения предписаний.

Ни при днуполярной, ни при триполярной структуре отношений полное взаимное уважение невозможно; как там, так и здесь по-прежнему выражена потребность в «лидере» и в зависимости от «лидера». Неудивительно поэтому, что «главарь» в преступных группировках занимает столь могущественную позицию по сравнению с обычными подростковыми компаниями. Когда группа отличается действительной зрелостью, то есть когда она строится на полном взаимном уважении и может быть мультиполярной, такая опасность в целом исключена, если только обстоятельства демагогического характера не заставляют членов группы вновь становиться послушными авторитетам. Это, однако, означает регресс к более примитивным формам отношений и имеет своим следствием ограничение личной компетентности.

Чем строже и принципиальнее были правила игры и масштабы детского развития, тем более тесно связана с ними совесть и тем труднее совершить прорыв к зрелой мультиполярной форме психической переработки содержаний и социальных отношений. Чем более зрелыми были родители, чем реалистичнее и менее жесткими были их мерки, тем проще ребенку сделать шаг к более зрелой совести и тем в меньшей степени он будет вынужден слепо и без рефлексии вступать в оппозицию по отношению к взрослым,

Если этот переход в новую фазу развития удается, то возникает возможность преодолеть чересчур узкую и несоразмерную позицию совести предыдущей фазы. Но, как правило, средства воспитания в этом возрасте не отличаются от тех, что уже в детстве сформировали слишком ограничивающую совесть. Поэтому часто происходит лишь закрепление чересчур ограничивающей инстанции совести, с которой взрослеющий человек не справляется. Часто для него не остается другого выбора: либо подавить свою первоначальную живость и потребности, либо решительно противопоставить себя своей неадекватной совести и выбросить за борт все внутренние законы. В таком случае вместо автономии устанавливается аномический стиль жизни и тем самым непосредственно возникает угроза скатывания к преступности.

К опасностям, связанным с дезинтеграцией совести, добавляется еще один существенный момент, проистекающий из незрелости социабильности. Все подростки стремятся в этой фазе к коллективным формам организации, поскольку согласие с другими означает во многом стабилизацию собственной позиции. Если подросток по-прежнему ограничен (бессознательно для самого себя) двух- или триполярными отношениями, то часто это для него означает полное подчинение группе и ее лидеру, даже если им присуща саморазрушительная тенденция.

Закон банды заменяет незрелый «закон совести». «Главарь» имеет здесь абсолютный авторитет, а группа приобретает форму аморфной массы. В здоровом коллективе, напротив, по мере развития компетентности индивида развивается также и автономная совесть. Его более стабильное Я дает ему возможность испытать в группе различные социальные роли. Тем самым он может лучше узнать свои возможности и занять позицию в группе, которая позволит ему в условиях взаимного уважения нести ответственность за себя и группу. В таком случае мы можем говорить о действительной способности к жизни в коллективе, тогда как в примитивных коллективах сохраняются слабость Я и неуверенность в поведении.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...