Эта фаза развития, где речь прежде всего идет о «действии вместе и рядом с другими» (Erikson 1970,10ь), имеет столь большое значение потому, что в ней создаются предпосылки эмоциональной способности К жизни в группе. Психоаналитические исследования диссоциального поведения подростков в группе показывают, что если, например, человек в своей психологической зрелости не продвинулся дальше двупо-лярной структуры отношений, то он может вести себя в группе только так, что либо вступает в двуполярные отношения с другим членом группы, либо сам становится центром и поддерживает множественные двуполярные отношения, В этом состоянии человек либо бессознательно нуждается в авторитарной центральной фигуре, чтобы посредством этой персонификации группы ощутить контакт с коллективом, либо он сам должен находиться в центре интересов группы, если хочет чувствовать себя не «довеском», а полностью «приобщенным».

И наоборот, человек, пребывающий в фазе триполярных отношений, может уже создавать несколько более широкие отношения в большей группе. Его бессознательный образ группы соответствует, так сказать, сумме треугольников. Но система его отношений по-прежнему связана с правильным и закономерным в смысле одностороннего уважения абсолютных, авторитарных, обязательных для исполнения предписаний.

Ни при днуполярной, ни при триполярной структуре отношений полное взаимное уважение невозможно; как там, так и здесь по-прежнему выражена потребность в «лидере» и в зависимости от «лидера». Неудивительно поэтому, что «главарь» в преступных группировках занимает столь могущественную позицию по сравнению с обычными подростковыми компаниями. Когда группа отличается действительной зрелостью, то есть когда она строится на полном взаимном уважении и может быть мультиполярной, такая опасность в целом исключена, если только обстоятельства демагогического характера не заставляют членов группы вновь становиться послушными авторитетам. Это, однако, означает регресс к более примитивным формам отношений и имеет своим следствием ограничение личной компетентности.

Чем строже и принципиальнее были правила игры и масштабы детского развития, тем более тесно связана с ними совесть и тем труднее совершить прорыв к зрелой мультиполярной форме психической переработки содержаний и социальных отношений. Чем более зрелыми были родители, чем реалистичнее и менее жесткими были их мерки, тем проще ребенку сделать шаг к более зрелой совести и тем в меньшей степени он будет вынужден слепо и без рефлексии вступать в оппозицию по отношению к взрослым,

Если этот переход в новую фазу развития удается, то возникает возможность преодолеть чересчур узкую и несоразмерную позицию совести предыдущей фазы. Но, как правило, средства воспитания в этом возрасте не отличаются от тех, что уже в детстве сформировали слишком ограничивающую совесть. Поэтому часто происходит лишь закрепление чересчур ограничивающей инстанции совести, с которой взрослеющий человек не справляется. Часто для него не остается другого выбора: либо подавить свою первоначальную живость и потребности, либо решительно противопоставить себя своей неадекватной совести и выбросить за борт все внутренние законы. В таком случае вместо автономии устанавливается аномический стиль жизни и тем самым непосредственно возникает угроза скатывания к преступности.

К опасностям, связанным с дезинтеграцией совести, добавляется еще один существенный момент, проистекающий из незрелости социабильности. Все подростки стремятся в этой фазе к коллективным формам организации, поскольку согласие с другими означает во многом стабилизацию собственной позиции. Если подросток по-прежнему ограничен (бессознательно для самого себя) двух- или триполярными отношениями, то часто это для него означает полное подчинение группе и ее лидеру, даже если им присуща саморазрушительная тенденция.

Закон банды заменяет незрелый «закон совести». «Главарь» имеет здесь абсолютный авторитет, а группа приобретает форму аморфной массы. В здоровом коллективе, напротив, по мере развития компетентности индивида развивается также и автономная совесть. Его более стабильное Я дает ему возможность испытать в группе различные социальные роли. Тем самым он может лучше узнать свои возможности и занять позицию в группе, которая позволит ему в условиях взаимного уважения нести ответственность за себя и группу. В таком случае мы можем говорить о действительной способности к жизни в коллективе, тогда как в примитивных коллективах сохраняются слабость Я и неуверенность в поведении.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Последователи Фрейда
...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...