Это развитие самостоятельной лозиции внутри группы позволяет взрослеющему человеку более уверенно планировать свое будущее и все более четко разрабатывать автономный Я-идеал. Поскольку этот процесс имеет большое значение для врастания в общество, следует обратить внимание на то, какие типы коллективного идеала получают признание в группах подростков. Pai итие в предпубертате и появление способностей, связанных с жизнью в группе, имеют решающее значение с точки зрения формирования делинквентного поведения и нуждаются в дальнейших исследованиях, поскольку на данный «латентный период» до сих пор слишком мало обращали внимания.

Пубертат Проблема обретения идентичности

Пубертат представляет собой период, когда обсуждаемая нами проблематика становится заметной в социальном отношении. Если нарушения, имевшие место в предыдущих фазах, в основном переживались в рамках семьи или заменяющих ее структур — причем иногда нарушения у детей и подростков способствуют «стабилизации» семьи (Richter 1963), — то теперь предшествовавшие нарушения достигают кульминации в проявляющейся по-новому проблеме, а именно в проблеме становления идентичности. Тем самым они приобретают особое значение и, поскольку теперь от под-сЯчфкпВ ожидают и требуют больше, чем прежде, выносятся «на суд общественности».

Каковы же специфические проблемы и трудности этой фазы? Прежде всего — и на это указывает еще Фрейд в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) — инфантильная сексуальная жизнь приобретает свою окончательную форму; кроме того, усиливаются переживания, связанные с генитальными зонами Однако «пубертат — это нечто большее, чем просто формирование генитальной сексуальности или обретение сексуальной идентичности. Помимо этого развивается общая идентичность человека, уникальность его личности» (Biermann 1973,84).

Данный процесс протекает под определяющим влиянием бурного роста тела и формирования физической поло воз релости. Это в решающей степени способствует тому, что все идентификации и все гарантии, на которые раньше можно было положиться, ставятся теперь под сомнение (Erikson 1970, 106). В этот период психосоциального вакуума, потрясений и потери всех приобретенных до сих пор гарантий подросток «в первую очередь занят тем, чтобы укрепить свою социальную роль. Иногда болезненным, зачастую причудливым образом он пытается разобраться в том, как он, в сравнении со своим собственным самоощущением, выглядит в глазах других и как он может совместить свои ранее сформировавшиеся роли и умения с новыми жизненными образцами и идеалами» (там же).

Следовательно, речь идет об интеграции выработанных в предыдущие фазы идентификаций с возникающими теперь социальными ролями с точки зрения реализации желаний в будущем Такая интеграция, согласно Эриксону, является предварительным условием возникновения чувства «Я-идентичности».

«Интеграция, происходящая в форме Я-идентичности, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Это — внутренний капитал, накопленный ранее в опыте следующих друг за другом стадий развития, когда успешная идентификация вела к успешной ориентации базальных влечений индивида на его таланты и способности» (там же, 107),

Достижение, которого должен добиться подросток на этом этапе развития, Лидц описывает следующим образом. Он должен «обрести Я-идентичность, идентичность с самим собой как самостоятельным человеком, который не есть просто чей-либо сын или дочь; Я-идентичность в смысле самостоя телы й ой, индивидуальной стабильности поведения, которая позволяет другим настроиться в своих ожиданиях на специфические реакции и способы поведения. Молодой человек должен для себя ответить на вопрос, кто он есть, чтобы и другие знали, кого они видят перед собой».

Помимо этого стремления к болыь ей независимости от семьи, другое достижение состоит в «развитии способности к взаимодействию с человеком противоположного пола — способности и готовности к интимности, которая, если ее правильно понимать, означает нечто большее, чем просто способность к половым отношениям и к переживанию удовольствия при половом акте. Она означает готовность вступать в более тесные межчеловеческие отношения, не боясь потерять самого себя» (Lidz 1972,421-422).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Последователи Фрейда
...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...