Такая «необходимость овладения и управления сексуальными импульсами требует перестройки Сверх-Я» (там же, 424). Привитые ребенку родителями или воспитателями нормы поведения, ставшие достояниел* его совести, отныне должны «восприниматься и пониматься не столько как требуемые извне, сколько как собственные нормы, то есть они должны все более интернализироваться, и, если говорить о требованиях к поведению, они должны действовать скорее как функции Я, а не как приказы Сверх-Я» (там же).

Подытоживая, Лидц говорит: глубинную перестройку личности подростка надо «понимать как необходимое следствие возрастания силы сексуальных импульсов, как следствие ставших доступными Я новых интеллектуальных возможностей, но и Kali следствие изменений и преобразований функции Сверх-Я, а также новых возможностей ориентации на идеалы и идеологии. Внутренние конфликты между более интенсивными побуждениями,«сходящими от Оно, и Сверх-Я порождают страх, поскольку Я в определенном смысле оказывается между ними, а потому возникает необходимость в защитных реакциях, то есть в новых формах защиты» (там же, 425).

Если, однако, такие внутренние конфликты столь велики, что юноша не способен справиться с ними, а социально приемлемые формы защиты недостаточно развиты или вообще отсутствуют, то нередко это приводит к криминальным или психотическим эпизодам. Эти подростки оставляют школу или работу, уходят из дома, бродяжничают или впадают в такое настроение, когда к ним нельзя подступиться (Erikson 1970,110).

Попытка схематического обобщения

Заканчивая рассмотрение динамических взаимосвязей в психическом развитии человека, имеющих особое значение с точки зрения формирования делинквентного поведения, мы попытаемся обобщить сказанное с помощью двух схем.

В первой схеме на прямой отмечены определенные периоды биографии и происходящее в них накопление опыта. При этом, разумеется, невозможно добиться полной точности, поэтому мы ограничиваемся схематическим разделением на возрастные группы, выделяя штриховкой наиболее критические с точки зрения обсуждаемой нами темы периоды.

Необходимо отметить также, что подобная линейная модель позволяет продемонстрировать лишь происходящие с течением времени суммирование и структурирование опыта. Однако каждая ступень развития надстраивается над предыдущей и содержит элементы в интегралах* все большей сложности.

Таким образом, говоря о генезе «необычного поведения», которое в судах по делам несовершеннолетних и в сфере предупреждения детской преступности обозначается словом «запущенность», можно констатировать следующее.

src=

Дефицитарные условия развития являются причиной слабости Я и диффузной идентификации, «которые переживаются в чувстве несостоятельности и неполноценности и провоцируют защитное поведение. Только эти понятые как защита способы поведения можно выявить и оценить. Они проявляются в искажении реальности, отвержении социальных норм и ведут к снижению дееспособности, что в свою очередь вызывает санкции со стороны окружения и тем самым создает новые трудности. Интерпретируя подобные формы поведения как защиту от чувства собственной слабости и несостоятельности, мы .можем установить причинные связи между наблюдаемым поведением и информацией об условиях жизни . и сделать соответствующие выводы о сулящих успех мерах помощи» (Birke, Peter, et al. 1975,86—87).

Вторая схема, основанная на диаграмме Эриксона (Erikson 1970,150,214—215), еще раз демонстрирует проблематику отдельной стадии психосоциального развития и специфические для каждой из них стратегии защиты,

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ДИССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Классификация Кейт Фридлендер

Вслед за многочисленными попытками таких авторов, как Хили (Heaоy 1915), Барт (Burt 1944), Смит (Smith 1922) и Александер (Alexander 1913), представить классификацию этиологии юношеской диссоциальности Кейт Фридлендер (Friedlдnder 1947) предложила разделить «обычных» правонарушителей на три группы. Из этих групп (антисоциальный «характер», органические расстройства, психотические нарушения Я) для нас представляет интерес только первая, поскольку к ней отнесено диссоциальное поведение, основу которого составляют психосоциальные факторы. Согласно Фридлендер, диссоциальное поведение может определяться следующими причинами:

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Последователи Фрейда
...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...