«КЛАССИЧЕСКАЯ» ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ СУИЦИДА

Развитие «классической» психоаналитической теории

Если считать началом эмпирической суицидологии работы Дюркгейма (Dьrkheim 1879), то уже Гауппом (Gaupp 1905) было установлено и впоследствии не подвергалось сомнению, что указываемые мотивы суицидального поступка не идентичны истинным его причинам или условиям. Гаупп проводит различие между возникающими в сознании суицидента причинами своего поступка и побудительными силами, которые зачастую им не осознаются. Тем самым разграничиваются сознательные и бессознательные детерминанты суицидального действия . Разумеется, эту дифференциацию сразу же подхватили и психоаналитики. Насколько известно автору, созванный Фрейдом в связи с серией самоубийств школьников «симпозиум по самоубийству» стал первой медицинской конференцией по проблеме суицида (ср. Ereud 1910). В полном соответствии с разделением на осознанные и бессознательные мотивы Фрейд снимает упрек школе, будто она побуждает учеников к самоубийству, как необоснованный. Однако необходимо выяснить, каким образом школа способна нанести ученикам травму, где еще, помимо школы, можно встретить подростков, склонных к самоубийству. Симпозиум не предложил каких-либо решений проблемы суицида, поскольку в то время еще не было дано психоаналитическое объяснение печали и меланхолии.

Ситуация изменилась благодаря исследованиям Абрахама (Ahraham 1912,1924) и Фрейда (Freud 1916), Оба автора разработали теорию о психодинамике суицидального поведения, получившую самое широкое распространение в литературе по проблеме суицида. Эта теория объясняет суицидальное действие как результат обращения агрессии против собственной личности. Помимо упомянутых авторов, следует отметить прежде всего работу Радо (Rado 1928), а также обзорную статью Бернфельда (Bernfeld 1929).

«Классическая» психоаналитическая теория соглашается с интерпретацией суицидального действия, которая уже содержится в понятиях самоубийства, суицида и тд., утверждая, что речь здесь идет об аутоагрессивном акте. Однако она содержит одно важное новшество: основной акцент в суицидальном акте делается на роли близкого человека. В кратком изложении теория утверждает следующее.

На утрату объекта (этот термин понимается очень широко и означает не только фактическую потерю близкого человека, но и разочарование в нем и тд.) человек, предрасположенный к депрессии, реагирует вначале «волной ненависти» (Abraham 1924). Однако от этой ненависти приходится сразу же защищаться, так как данный человек не может отказаться от объекта Защита осуществляется через регрессию к оральным формам переживания с фантазией о поглощении утраченного объекта. Теперь, хотя объект и спасен, он идентифицирован с личностью субъекта. Ненависть, первоначально направленная на утраченный объект, обращается теперь против объекта в Самости, то есть против собственной персоны.

Здесь возникало возражение, что депрессивный аффект выражается не столько в ненависти и ярости, сколько в чувстве вины, ипохондрических опасениях и страхе обнищания. Абрахам и Радо объясняют это тем, что процесс воображаемого поглощения в силу его садистски-каннибальского характера переживается как предосудительный. Уиздом (Wisdom 1967) добавляет, что утрата объекта уже заранее воспринималась как спровоцированная активно (не мать покинула меня и поэтому я зол, а я был такой злой, что меня покинула мать), и это вызывает чувство вины. Радо (Rado 1928) и Фенихель (Fenichel 1945) доказывают на клиническом материале, что при депрессии имеет место не только агрессия Сверх-Я, направленная против объекта в Самости; отчасти объект также вступает в союз со Сверх-Я и, таким образом, обращается против Самости («дуальная интроекция»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...