«КЛАССИЧЕСКАЯ» ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ СУИЦИДА

Развитие «классической» психоаналитической теории

Если считать началом эмпирической суицидологии работы Дюркгейма (Dьrkheim 1879), то уже Гауппом (Gaupp 1905) было установлено и впоследствии не подвергалось сомнению, что указываемые мотивы суицидального поступка не идентичны истинным его причинам или условиям. Гаупп проводит различие между возникающими в сознании суицидента причинами своего поступка и побудительными силами, которые зачастую им не осознаются. Тем самым разграничиваются сознательные и бессознательные детерминанты суицидального действия . Разумеется, эту дифференциацию сразу же подхватили и психоаналитики. Насколько известно автору, созванный Фрейдом в связи с серией самоубийств школьников «симпозиум по самоубийству» стал первой медицинской конференцией по проблеме суицида (ср. Ereud 1910). В полном соответствии с разделением на осознанные и бессознательные мотивы Фрейд снимает упрек школе, будто она побуждает учеников к самоубийству, как необоснованный. Однако необходимо выяснить, каким образом школа способна нанести ученикам травму, где еще, помимо школы, можно встретить подростков, склонных к самоубийству. Симпозиум не предложил каких-либо решений проблемы суицида, поскольку в то время еще не было дано психоаналитическое объяснение печали и меланхолии.

Ситуация изменилась благодаря исследованиям Абрахама (Ahraham 1912,1924) и Фрейда (Freud 1916), Оба автора разработали теорию о психодинамике суицидального поведения, получившую самое широкое распространение в литературе по проблеме суицида. Эта теория объясняет суицидальное действие как результат обращения агрессии против собственной личности. Помимо упомянутых авторов, следует отметить прежде всего работу Радо (Rado 1928), а также обзорную статью Бернфельда (Bernfeld 1929).

«Классическая» психоаналитическая теория соглашается с интерпретацией суицидального действия, которая уже содержится в понятиях самоубийства, суицида и тд., утверждая, что речь здесь идет об аутоагрессивном акте. Однако она содержит одно важное новшество: основной акцент в суицидальном акте делается на роли близкого человека. В кратком изложении теория утверждает следующее.

На утрату объекта (этот термин понимается очень широко и означает не только фактическую потерю близкого человека, но и разочарование в нем и тд.) человек, предрасположенный к депрессии, реагирует вначале «волной ненависти» (Abraham 1924). Однако от этой ненависти приходится сразу же защищаться, так как данный человек не может отказаться от объекта Защита осуществляется через регрессию к оральным формам переживания с фантазией о поглощении утраченного объекта. Теперь, хотя объект и спасен, он идентифицирован с личностью субъекта. Ненависть, первоначально направленная на утраченный объект, обращается теперь против объекта в Самости, то есть против собственной персоны.

Здесь возникало возражение, что депрессивный аффект выражается не столько в ненависти и ярости, сколько в чувстве вины, ипохондрических опасениях и страхе обнищания. Абрахам и Радо объясняют это тем, что процесс воображаемого поглощения в силу его садистски-каннибальского характера переживается как предосудительный. Уиздом (Wisdom 1967) добавляет, что утрата объекта уже заранее воспринималась как спровоцированная активно (не мать покинула меня и поэтому я зол, а я был такой злой, что меня покинула мать), и это вызывает чувство вины. Радо (Rado 1928) и Фенихель (Fenichel 1945) доказывают на клиническом материале, что при депрессии имеет место не только агрессия Сверх-Я, направленная против объекта в Самости; отчасти объект также вступает в союз со Сверх-Я и, таким образом, обращается против Самости («дуальная интроекция»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...