«Обращение агрессии против собственной персоны вторично приводит к разрушению чувства самоуважения» (Bibring 1953,45). Первичным является подчинение Самости наказующему Сверх-Я, связанному с чувством беспомощности и бессилия. Что касается суицида, то Бибринг, как и Фенихель, различает «Я, убивающее само себя», и «Я, позволяющее себе умереть» (там же, 46). Они отличаются тем, что в первом случае имеет место также агрессия.

Мощную поддержку идеи Бибринга получили благодаря непосредственным наблюдениям Шпица (Spitz 1967 и др.) над младенцами. Шпиц пытается, однако, строго разграничить депрессию как аффективное состояние и депрессию как болезнь (см. статью Й. Шторка). О последней следует говорить только в том случае, если имеется Сверх-Я и если возможны процессы регрессии от анальной ступени к оральной, что на первом году жизни исключено.

Более простым выглядит все же предположение, что описанная Шпицем «аналитическая депрессия» (депрессивный синдром, который развивается с шестимесячного возраста у младенцев, долгое время разлученных с матерью) вполне относится к понимаемой таким образом нозологической единице депрессии, пусть далее в качестве самой ранней (или одной из самых ранних) формы. Ведь утрата объекта, депрессивный аффект и апатия налицо. Психодинамика последующей депрессии, разумеется, будет соответствовать дифференцированному развитию психического аппарата при наличии регрессии, Сверх-Я и тд. Если рассматривать аналитическую депрессию таким образом, то следовало бы согласиться с Бибрингом, что уже в ней проигрывается ядерный процесс любой депрессии и что более поздние дифференциации психодинамического процесса являются наслоениями этого ядерного процесса.

Теория Бибринга не лишена противоречий, но мы не будем оберкдать ее далее. В качестве аргумента в ее пользу скажем только, что с развитием психоаналитической теории депрессии роль нарциссических процессов все больше оказывалась в центре внимания (ср. также Wisdom 1967, Loch 1967 и 1969).

СУИЦИД КАК НАРЦИССИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Основываясь на идеях предыдущих авторов, я провел исследования психодинамики суицидального поведения (Henseler 1970,1971b, 1974а, 1974с, 1974d). Критический анализ надындивидуальных данных о суицидальных действиях и личности лиц, склонных к самоубийству, привел к созданию идеально-типического образа суициден-та. Было показано, что «классическая» психоаналитическая теория суицида не объясняет некоторые особенности; вместо нее акцент был сделан на регуляции самооценки. Особенно это относится:

1) к нереалистичной самооценке;

2) к противоречивому характеру межчеловеческих отношений;

3) к расхождению между фантазиями о смерти и реальностью смерти;

4) к разграничению между естественной смертью и самоубийством,

5) к магическому в некотором смысле обращению с реальностью.

Из современной психоаналитической теории нарциссизма (см. соответствующую статью автора в т. I) вытекает теоретическая модель, способная объяснить эти особенности и кажущиеся противоречия, а также многие другие своеобразные черты людей, склонных к самоубийству. Эта модель особенно пригодна для объяснения различного рода кризисов самооценки и развития компенсаторных возможностей. Исходя из гипотезы, что при отказе компенсаторных механизмов, присущих зрелой ступени, вновь активируются компенсаторные механизмы предыдущих ступеней, можно вывести модель нарциссически неустойчивой личности. Эта модель позволяет дифференцированно оценить представления человека о себе, своих идеальных образованиях, его отношение к реальности и агрессии, форму межчеловеческих отношений и прежде всего то, как он переживает обиду.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Последователи Фрейда
...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...