Рассуждая последовательно, мы приходим к выводу, что защита от агрессии оказывается чем-то вторичным, а нарциссический ущерб — первичным.

Абрахам упрекает клиническую психиатрию в том, что она упускает из виду сосуществование проявлений «позитивного и негативного нарциссизма» (Abraham 1924, 145). Например, бред уничижения или представление больного, что он является величайшим преступником всех времен, предполагает явно выраженную завышенную самооценку. Диспозицию к такому сосуществованию Абрахам усматривает в особой амбивалентности эмоциональной жизни, присущей потенциальному меланхолику.

Эту идею развивает, в частности, Фенихель (Fenichel 1945). Он подчеркивает, что всякий раз в начале депрессии имеет место утрата чувства самоуважения, вызванная объектом или Сверх-Я. Он подробно описывает роль нарциссических объектных отношений в качестве диспозиции к депрессии. Только в том случае, если из-за утраты нарциссического объекта или из-за осуждения со стороны Сверх-Я утрачивается чувство самоуважения, имеет место «классическая» депрессивная динамика.

Наряду с оральной фиксацией и амбивалентностью объектных отношений в качестве третьей диспозиции к депрессии следует назвать чрезмерную нарциссическую потребность. Фенихель обращает внимание на завышенную самооценку, скрывающуюся за самоуничижением, которая выражается также и в том, как депрессивный человек третирует свое окружение.

Что касается суицида, то Фенихель различает пассивный и активный типы. Пассивный суицид означает сдачу, активный суицид — попытку умиротворить Сверх-Я, то есть искупление, при котором уничтожается наказующая инстанция (Сверх-Я).

Концепция «пассивного суицида» связана с фрейдовской формулировкой меланхолии после введения структурной модели и в рамках теории влечения к смерти. Фрейд пишет: «Человек сдается, потому что ощущает себя не любимым, а ненавидимым и преследуемым со стороны Сверх-Я. Жизнь для Я . означает быть любимым, быть любимым Сверх-Я- Оно ощущает себя покинутым всеми силами, способными защитить, и позволяет себе умереть» (ХШ, 288). В этой формулировке Фрейд имеет в виду интроекуию утраченного и ненавистного объекта, то есть «классический» механизм меланхолии. Его высказывание о важности для Я — сегодня мы бы сказали для Самости — чувствовать себя любимым выходит, однако, за рамки частного случая меланхолии и характеризует значение чувства самоуважения для суицида-То, что Бибринг (Bibring 1953) доводит до логического завершения, можно встретить уже у Фенихеля: «простая депрессия», которая знакома каждому, является предупредительным сигналом, аналогичным страху. Бибринг называет страх и депрессию базальными реакциями (basic reactions) Я. Страх свидетельствует об угрозе, связанной с влечениями, и побуждает Я защищаться. Депрессия свидетельствует о «нарцис-сической угрозе» и вызывает у Я парализующее чувство того, что оно беспомощно и бессильно перед опасностью.

Здесь Бибринг заимствует фрейдовское разграничение страха и страдания, которое тот обсуждает в работе 1926 года (XIV, 197—202). То, что Бибринг говорит о депрессии, во многом соответствует тому, что Фрейд говорит о страдании. Фрейд характеризует страх как реакцию на опасность утраты объекта, страдание — как реакцию на фактическую утрату объекта (ср. также Rapaport 1967).

В таком случае депрессия выступает как первичное эмоциональное выражение беспомощности и бессилия, соразмерное масштабам Я-идеала, то есть как интрасис-темный структурный конфликт. Тем самым происходит отказ от теории депрессии как выражения конфликта агрессии и отдается предпочтение теории структурного конфликта. Агрессия представляет собой всего лишь часто встречающееся наслоение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...