В силу особой роли дефекта Сверх-Я в формирования наркотической зависимости рассмотрим еще несколько положений. При нормальном развитии ребенок не только способен выносить напряжение, поскольку мать выступает в роли защитницы и обеспечивает удовлетворение влечений; наряду с этим формируется нарцис-сическое самовосприятие человека. В своем эмоциональном представлении ребенок вначале является таким, каким его воспринимают родители (Erikson 1950). Если его любят, то его самооценка повышается. Эта самооценка стабилизируется, когда поведение родителей, их требования и запреты интроецируются, то есть воспринимаются ребенком как постоянная составная часть его Я и Сверх-Я. Из любви к родителям ребенок способен терпеть напряжение, вызванное влечениями, и фрустрацию, обретение или сохранение любви родителей становятся все более важным, нежели непосредственное удовлетворение влечения. В результате постепенно формируется стабильное Сверх-Я. Развитию Сверх-Я принадлежит, однако, не только критическая цензурирующая функция, которая выражается в совести в виде напряжения между реальной и идеальной Самостью и субъективно ощущается как плохое настроение, печаль или угрызения совести; Сверх-Я оказывает также значительное стабилизирующее воздействие на самовосприятие. Именно это прежде всего и нарушено у наркоманов. Если Я удалось устоять перед искушением и успешно достичь цели, то оно чувствует себя как ребенок, сделавший что-то приятное родителям и добившийся их одобрения. Сформированное Сверх-Я дает человеку внутреннюю независимость, освобождая его от одобрения или неодобрения со стороны окружающих, то есть, по словам Кохута, эти первоначально внешние источники нарциссического обеспечения постепенно преобразуются в эндопсихические источники или структуры, они превращаются в придающие уверенность чувство собственной ценности и отношения с интроецированным идеалом

Кохут (Kohut 1971b) утверждает даже, что наркотики не просто являются заменой любимого объекта, а занимают место отсутствующих психических структур- В этом он расходится с большинством перечисленных далее авторов, которые усматривали в наркотиках замену объектных отношений, и, на мой взгляд, напрасно представляет это как взаимоисключающие альтернативы, ибо рассмотрение наркотика как замены объекта сопоставимо с рассмотрением наркотика как замены структурного дефекта.

Дальнейшие рассуждения могут показаться излишне теоретическими и абстрактными, однако они объясняют многие формы поведения молодых людей, страдающих от наркотической зависимости. Патология формирования Я и дефекты Сверх-Я объясняют, почему многие наркоманы не могут позитивно идентифицироваться с родителями, их требованиями и запретами. Напротив, они выражают протест против самих родителей и предлагаемых ими культурных и моральных ценностей. На первый взгляд может показаться, что этот протест выражает критическую, независимую позицию. Благоприятное развитие Я и Сверх-Я предполагает также действительное освобождение от родителей через работу печали. Родители оцениваются реалистично, и по отношению к ним человек начинает занимать хотя и по-прежнему позитивную, но уже сравнительно нейтральную позицию. Иначе обстоит дело у наркомана он вынужден протестовать против своих родителей, потому что в сутдности не преодолел архаической объектной зависимости. Для него процесс освобождения от родителей

(или образа родителей) не завершился. Хотя внешне он вроде бы протестует против всякой зависимости от родителей, бессознательно он в то же время стремится к растворению в родителях или в замещающих их объектах и живет с представлением, что существуют объекты-родители, удовлетворяющие любые потребности. Перед ним постоянная дилемма: с одной стороны, желание отделиться и внешний протест, с другой стороны — страх отделения и желание слиться. Выбранное наркотическое средство становится любимым и ненавистным подобно родителям, его надо постоянно иметь при себе вместо некогда защищавших, но также и преследовавших родителей. С его помощью можно одновременно залечить нарциссические раны и уничтожить в себе нежелательные элементы родителей. Однако уничтожение воспринятых интро-ектов оказывается возможным лишь через самобичевание, а в экстремальном случае через самоуничтожение. В этом как раз и состоит трагедия человека, а именно современного наркомана, поскольку другой, нормальный путь совладания с интроектами через утомительную работу печали стал невозможным. По этой причине все так называемые революционные движения, внешне направленные против авторитета родителей, частью которых являлась поначалу и поднявшаяся волна наркомании, не ведут к внутреннему прогрессу, подлинной зрелости и отделению от родителей. Атакуемый внешний родительский авторитет продолжает, так сказать, «сидеть на шее» в качестве интроекта. Поэтому все так называемые прогрессивные движения тут же вновь обретают эрзац-родителей: например, эрзац-мать в форме сообщества, группы, партии или эрзац-авторитетов, то есть авторитарного эрзац-отца, в форме вымышленных политических или идеологических лидеров. В затрудненной идентификации с существующими культурными ценностями роковым для наркомана образом проявляется характерная для нашего времени неопределенность коллективных норм, усиливающая индивидуалыгую патологию. Социокультурные ценности представляют собой не только принуждения и требования; при идентификации с ними они приносят значительное удовлетворение. Подобно тому как отсутствие сообщества, которое могло возникнуть из семьи, возмещается эрзац-сообществами, так и недостающие ценности замещаются идеологиями. Эти замещающие образования отчетливо показывают, что в противоположность осознанно враждебной позиции по отношению к родителям существует глубокая бессознательная потребность в идентификации с родителями и их нормами. Несомненно, что обращение вместо наркотиков к химической эрзац-мифологии и с этим связанная склонность к чуждым («восточным») элементам культуры является чем-то большим, нежели просто рационализацией — в этом выражается глубокий кризис самооценки и поиск новых ценностей. Приобретение наркотика и ритуал его приема в форме, так сказать, эрзац-религии свидетельствуют о патологических содержаниях Сверх-Я.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...