В силу особой роли дефекта Сверх-Я в формирования наркотической зависимости рассмотрим еще несколько положений. При нормальном развитии ребенок не только способен выносить напряжение, поскольку мать выступает в роли защитницы и обеспечивает удовлетворение влечений; наряду с этим формируется нарцис-сическое самовосприятие человека. В своем эмоциональном представлении ребенок вначале является таким, каким его воспринимают родители (Erikson 1950). Если его любят, то его самооценка повышается. Эта самооценка стабилизируется, когда поведение родителей, их требования и запреты интроецируются, то есть воспринимаются ребенком как постоянная составная часть его Я и Сверх-Я. Из любви к родителям ребенок способен терпеть напряжение, вызванное влечениями, и фрустрацию, обретение или сохранение любви родителей становятся все более важным, нежели непосредственное удовлетворение влечения. В результате постепенно формируется стабильное Сверх-Я. Развитию Сверх-Я принадлежит, однако, не только критическая цензурирующая функция, которая выражается в совести в виде напряжения между реальной и идеальной Самостью и субъективно ощущается как плохое настроение, печаль или угрызения совести; Сверх-Я оказывает также значительное стабилизирующее воздействие на самовосприятие. Именно это прежде всего и нарушено у наркоманов. Если Я удалось устоять перед искушением и успешно достичь цели, то оно чувствует себя как ребенок, сделавший что-то приятное родителям и добившийся их одобрения. Сформированное Сверх-Я дает человеку внутреннюю независимость, освобождая его от одобрения или неодобрения со стороны окружающих, то есть, по словам Кохута, эти первоначально внешние источники нарциссического обеспечения постепенно преобразуются в эндопсихические источники или структуры, они превращаются в придающие уверенность чувство собственной ценности и отношения с интроецированным идеалом

Кохут (Kohut 1971b) утверждает даже, что наркотики не просто являются заменой любимого объекта, а занимают место отсутствующих психических структур- В этом он расходится с большинством перечисленных далее авторов, которые усматривали в наркотиках замену объектных отношений, и, на мой взгляд, напрасно представляет это как взаимоисключающие альтернативы, ибо рассмотрение наркотика как замены объекта сопоставимо с рассмотрением наркотика как замены структурного дефекта.

Дальнейшие рассуждения могут показаться излишне теоретическими и абстрактными, однако они объясняют многие формы поведения молодых людей, страдающих от наркотической зависимости. Патология формирования Я и дефекты Сверх-Я объясняют, почему многие наркоманы не могут позитивно идентифицироваться с родителями, их требованиями и запретами. Напротив, они выражают протест против самих родителей и предлагаемых ими культурных и моральных ценностей. На первый взгляд может показаться, что этот протест выражает критическую, независимую позицию. Благоприятное развитие Я и Сверх-Я предполагает также действительное освобождение от родителей через работу печали. Родители оцениваются реалистично, и по отношению к ним человек начинает занимать хотя и по-прежнему позитивную, но уже сравнительно нейтральную позицию. Иначе обстоит дело у наркомана он вынужден протестовать против своих родителей, потому что в сутдности не преодолел архаической объектной зависимости. Для него процесс освобождения от родителей

(или образа родителей) не завершился. Хотя внешне он вроде бы протестует против всякой зависимости от родителей, бессознательно он в то же время стремится к растворению в родителях или в замещающих их объектах и живет с представлением, что существуют объекты-родители, удовлетворяющие любые потребности. Перед ним постоянная дилемма: с одной стороны, желание отделиться и внешний протест, с другой стороны — страх отделения и желание слиться. Выбранное наркотическое средство становится любимым и ненавистным подобно родителям, его надо постоянно иметь при себе вместо некогда защищавших, но также и преследовавших родителей. С его помощью можно одновременно залечить нарциссические раны и уничтожить в себе нежелательные элементы родителей. Однако уничтожение воспринятых интро-ектов оказывается возможным лишь через самобичевание, а в экстремальном случае через самоуничтожение. В этом как раз и состоит трагедия человека, а именно современного наркомана, поскольку другой, нормальный путь совладания с интроектами через утомительную работу печали стал невозможным. По этой причине все так называемые революционные движения, внешне направленные против авторитета родителей, частью которых являлась поначалу и поднявшаяся волна наркомании, не ведут к внутреннему прогрессу, подлинной зрелости и отделению от родителей. Атакуемый внешний родительский авторитет продолжает, так сказать, «сидеть на шее» в качестве интроекта. Поэтому все так называемые прогрессивные движения тут же вновь обретают эрзац-родителей: например, эрзац-мать в форме сообщества, группы, партии или эрзац-авторитетов, то есть авторитарного эрзац-отца, в форме вымышленных политических или идеологических лидеров. В затрудненной идентификации с существующими культурными ценностями роковым для наркомана образом проявляется характерная для нашего времени неопределенность коллективных норм, усиливающая индивидуалыгую патологию. Социокультурные ценности представляют собой не только принуждения и требования; при идентификации с ними они приносят значительное удовлетворение. Подобно тому как отсутствие сообщества, которое могло возникнуть из семьи, возмещается эрзац-сообществами, так и недостающие ценности замещаются идеологиями. Эти замещающие образования отчетливо показывают, что в противоположность осознанно враждебной позиции по отношению к родителям существует глубокая бессознательная потребность в идентификации с родителями и их нормами. Несомненно, что обращение вместо наркотиков к химической эрзац-мифологии и с этим связанная склонность к чуждым («восточным») элементам культуры является чем-то большим, нежели просто рационализацией — в этом выражается глубокий кризис самооценки и поиск новых ценностей. Приобретение наркотика и ритуал его приема в форме, так сказать, эрзац-религии свидетельствуют о патологических содержаниях Сверх-Я.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...