После внимательного рассмотрения этих основных пунктов не остается сомнения в том, что для многих наркоманов психоаналитически направленная беседа, психоаналитическая фокальная терапия или психоаналитическая психотерапия имеют решающее терапевтическое значение, поскольку психоанализ поныне остается единственной формой терапии, где действительно пытаются проработать глубокие регрессивные конфликты Как известно, в настоящее время все чаще используется также психоаналитически ориентированная групповая терапия. Ее эффективность, помимо прочего, зависит оттого, удастся ли наряду с отдельными интеракциями проработать глубинные регрессивные желания и проблемы, связанные с терапевтом и группой.

Психоаналитическая теория в каждом случае позволяет исследовать существующие терапевтические подходы с точки зрения их психодинамически воздействующих факторов, обосновать их с научных позиций, критически оценить и, кроме того, выявить некоторые ошибки. Так, удовлетворение, к которому стремится наркоман, в конечном счете оказывается неосуществимым, из-за чего, в сущности, он остается неудовлетворенным и в рамках терапии. Отчаянное стремление к этому удовлетворению становится источником чрезмерных требований к человеку, занимающемуся лечением наркомана. Именно у наркомана — это следует еще раз подчеркнуть особо — главная проблема заключается в том, что человек, не имеющий аналитического образования и пытающийся ему помочь, в форме контрпереноса оказывается вовлечен в его проблематику. Ему проективно навязывается либо роль родителей, которые должны испытывать вину, и тогда он сам начинает отчаянно искать помощи, либо роль родителей, резко отвергающих несоразмерные требования. Отчасти этим объясняются и различные терапевтические стили в разных клиниках и у отдельных врачей, а также разные стили внутри одного лечебного учреждения: стиль невмешательства, с одной стороны, и строгая регламентация — с другой. Еще одна опасность заключается в том, что терапевт — особенно это типично для лечения молодых наркоманов — сознательно или бессознательно идентифицируется с установкой протеста у пациента и тем самым с аналитической точки зрения вовлекается в процесс проективной идентификации. При этом оба, терапевт и пациент, могут оказаться вовлечены в процесс сим-биотического слияния, который удовлетворяет бессознательные инфантильные желания, но не приводит к прогрессивному терапевтическому развитию патодинамики. В такого рода крайних случаях индивидуальная зрелость подменяется общим политическим сознанием и активностью. На примере анонимных алкоголиков Зиммель (Simmel 1948) попытался добиться терапевтического успеха на основе внутреннего сообщества, в котором алкоголь табуирован и где создается новая религия в значении нового Я-идеала — в этом смысле анонимные алкоголики представляют собой защитное эрзац-образование.

Негативным примером игнорирования психоаналитических знаний является так называемая метадонная терапия или «метадонная иллюзия». Эта так называемая терапия означает не что иное, как попытку безо всякого стремления к целостному пониманию и учета патодинамики попросту заменить один наркотик другим, который бы сделал больного более дееспособным, однако ценой того, что человек привыкает к новому средству, будь то метадон или голамидон, от которого, как показывает опыт, практически нельзя отвыкнуть. По существу, такая терапия есть не что иное, как магическое представление о том, что «плохой» наркотик можно заменить «хорошим» (Lermard et al. 1972).

Любая терапия должна исходить из того, что пациент с помощью работы печали должен быть возвращен в реальный мир, каким бы несовершенным он ни казался. Его претензии к прошлому могут быть вполне оправданными и иногда даже подкрепляться. Тем не менее во взрослой жизни невозможно полное возмещение потребностей раннедетской фазы. Настоящее и зрелое удовлетворение должно возникать из активной позиции по отношению к миру и проблемам прошлого. Однако эта цель из-за слабости и дефектов Я, о которых говорилось выше, очень часто становится осуществимой только благодаря подкрепляющей Я и приспосабливающей к реальности терапии. Одновременно речь идет также о том, чтобы постепенно повысить толерантность к фрустрации. Как бы этого ни хотелось, установить здесь обязательные для всех правила невозможно.

Тем не менее из психоаналитического опыта с необходимостью следует важное заключение: поскольку наркомания является лишь последним звеном в нарушенном детском развитии, вся патодинамика наркомании является прежде всего патологией развития (Glover 1932). Следовательно, к лечению следует приступать как можно скорее, с

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...