ВВЕДЕНИЕ

Читателю станет более понятным особое значение, которое имеет для психоанализа раннее детство, если напомнить, что краеугольным камнем психоаналитической теории является бессознательное и его специфическая динамика; ибо основной чертой бессознательного является его связь с инфантильным — бессознательное и есть инфантильное (Freud, VII, 401). Открыв бессознательное, Фрейд произвел революцию в бытовавшем дотоле представлении о психической жизни, которое создали философия и классическая психология. Значение этого открытия, являющегося не гипотезой, а результатом систематических наблюдений, становится понятным, если вспомнить, что до Фрейда «сознательное» и «психическое» являлись синонимами (Freud, XIV, 57). Сознание считалось основной системой регуляции, которая, будучи не до конца развитой в детстве, достигает зрелости в юношеском возрасте и затем становится основой всех психических переживаний. Наряду с этой формальной организацией существует жизнь чувств, обладающая собственными законами и руководствующаяся принципами потребностей и страстей.

Открытие Фрейда привело к полному перевороту в прежних категориях мышления и тем самым породило в людях глубокое сомнение в себе. Фрейд сумел показать, что основу всех душевных событий составляет бессознательное. Этим была поставлена под вопрос сила разума и сознания. Наличие бессознательного делает для человека все настолько ненадежным, что он с трудом может это вынести. Он перестает быть хозяином в собственном доме и не может с помощью разума управлять своими чувствами и фантазиями (см. статью Г. Кнаппа в т. I).

С бессознательным как совокупностью содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания, согласно Фрейду, тесно связана его динамика. Еще Жане говорил — как и другие авторы до него, но в более последовательной форме — о бессознательных явлениях психики, понимая, однако, под этим нечто статичное, вроде недостаточности психического синтеза и т.п. Для Фрейда, напротив, бессознательное становится понятным лишь благодаря конфликту противоборствующих душевных сил. Это обстоятельство ведет к противопоставлению таких инстанций и феноменов, как Оно и Я, сознательное и бессознательное, активность и пассивность, влечение и защита, катексис и контркатексис, первичный и вторичный процессы, и в конечном счете находит особое выражение в теории влечений (см статью П. Цизе в т. I), которая всегда оставалась у Фрейда дуалистической. В первой теории влечений он рассматривает дуализм сексуальных влечений и влечений Я или влечений к самосохранению. Позднее, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), во второй теории влечений, он противопоставляет влечение к жизни и влечение к смерти.

Только с признанием бессознательного в качестве динамического феномена в центр дискуссии попадает развитие ребенка. Психоанализ не может сказать о взрослом ничего такого, что в конечном счете не затрагивало бы и ребенка.

Во всех своих работах главную роль в психических конфликтах (см. статью Б. Ниц-шке в т. I) Фрейд отводит сексуальному влечению. Согласно его представлениям, в начале жизни действуют парциальные влечения (например, оральное и анальное). Вначале они функционируют независимо друг от друга, а затем стремятся к тому, чтобы объединиться под приматом генитальной организации. В соответствии с этой основополагающей концепцией Фрейд с 1913 по 1923 год разработал теорию развития ребенка, в которой это развитие предстает как последовательность форм организации либидо под приматом соответствующих эрогенных зон (оральной, анальной, генитальной), которые одновременно характеризуются преобладанием соответствующих объектных отношений. В свою очередь эти зоны характеризуют определенную форму организации психической жизни. Как отмечают Лапланш и Понталис (Laplanche, Pontalis 1967, нем. изд., 293), Фрейд еще не разработал единой теории стадий, которая с позиции объектных отношений в конечном счете охватывала бы развитие всей личности в единой генетической линии *;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...