За первой стадией оральной фазы, принимающе-поглощающим модусом, следует вторая стадия — кусательно-поглощающий модус, или стадия кусания. В ней созревает способность к активной и целенаправленной поглощающей деятельности, от которой ребенок получает удовольствие.

В этой фазе в мир ребенка входит добро, и зло. Эриксон связывает даже потерю первоначального объекта любви с библейским мифом о первородном грехе. Висе (Wyss 1961, 150) полагает, что здесь на Эр'иксона могла оказать влияние теория М. Кляйн о «добрых» и «злых» объектах.

Разрешение ядерного конфликта первичного доверия и недоверия -—то есть относительное равновесие между позитивным и негативным (Erikson 1959, 69) — прежде всего зависит от качества (но не от количества) материнской любви и заботы. Мать способствует возникновению у ребенка чувства доверия, чувства личной безопасности. Чуть ли не «физически» она сообщает ребенку, что все, что она делает, является целесообразным. Тем не менее даже при самых благоприятных условиях сохраняется чувство внутреннего расщепления, первичное недоверие и глубокая тоска по утраченному раю.

То, что мать делает или не делает в этой ситуации, зависит не только от ее воли. Это зависит также от общей цели и системы культуры, бессознательных данностей. Таким образом, уже при первом контакте с миром младенец сталкивается с базисными модальностями своей культуры. Эриксон говорит о принципе взаимности, рудиментарном взаимодействии между маленьким ребенком и обществом (см. также статью Э. Майстерманн-Зеегер).

Поэтому установление относительного равновесия между первичным доверием и первичным недоверием зависит также от раннего процесса дифференциации ребенком внешнего и внутреннего, то есть от его способности к проекции и интроек-ции. Для ребенка решение конфликта между первичным доверием и первичным недоверием становится возможным только тогда, когда ему удается с помощью интроекции сделать все хорошее из внешнего мира своим достоверным внутренним знанием и посредством проекции переживать любое внутреннее повреждение как внешнее, то есть переносить зло на людей извне. Именно так, согласно Эриксо-ну, возникает первое социальное достижение: мать может оказаться вне поля зрения, не вызывая чрезмерного страха и гнева, поскольку она присутствует уже не только внешне, но и внутренне.

Вторую фазу по Фрейду Эриксон называет анально-уретрально-мышечной. Ей соответствует удерживающе-элиминирующий модус. Основной акцент в этой фазе приходится на созревание мускулатуры и связанную с этим способность (и вдвойне воспринимаемую неспособность) координировать множество чрезвычайно сложных действий, таких, как «удерживание» и «высвобождение». Эти новые функции достигают кульминации в стремлении, которое по-прежнему крайне зависимый ребенок приписывает своей автономной воле (схема 2).

Процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря связан с чувством удовлетворения, а в дальнейшем и контроль над выделениями, выходящий теперь на передний план, также сопровождается ощущениями удовольствия и воли. Внутренние продукты тела, согласно Эриксону, не могут быть ни чуждыми, ни плохими. Главное здесь — что чувствует ребенок: отдает ли он эти продукты сам или их у него отнимают, управляют ли им или он сам владеет такой важной функцией. Поэтому анальная фаза во многом определяется позицией матери и культурной средой. Однако На этой стадии более, чем на любой другой, ребенок склонен к проявлению своенравного упрямства а противоположных модальностях «удерживания» и «высвобождения». Он может удерживать так, словно от этого зависит его жизнь, но также удерживать и упорствовать вместо того, чтобы сдаться. Точно так же он может высвободиться назло и в отместку или легко и великодушно. Таким образом, этот новый параметр не ограничивается сфинктером, а имеет отношение ко всему миру вещей.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...