Выбор предпочитаемого родителя вначале постоянно флуктуирует, и лишь с течением времени ребенок становится способным отказаться от своих гомосексуальных желаний и признать собственный пол Однако в развитии индивида ничего полностью не теряется и ни от чего нельзя полностью избавиться. Мы знаем, что гетеросек*-суальный выбор никогда не является окончательным и что рядом с позитивным эди-новыл1 комплексом мы всегда обнаруживаем в вытесненной символической форме его обратную сторону — негативный эдипов комплекс

ВКЛАД Д. В. ВИННИКОТТА

В последние годы все более признается роль и значение научных идей Винникот-та. Масуд Р. Хан причисляет его наряду с Мелани Кляйн, Хайнцом Гартманном и Эриком Эриксоном к аналитикам, которые способствовали не только значительному расширению и углублению классической психоаналитической теории, но и постановке новых задач (см. статью М. Р. Хана в т. III).

Винникотт близок к английской школе, он подхватил и развил многие идеи Мелани Кляйн. Тем не менее его мышление характеризуется прежде всего ориганальностъкл самобытностью и спонтанностью. В его работах отражаются напряженные клинические изыскания, свидетельствующие о том, что Винникотт принимал близко к сердцу человеческое страдание и отчаяние. Чтобы получить более полное представление о его рорчестве, мы адресуем читателя к статьям М. Р. Хана и А. Саге (Sauguet I960). W Ниже мы подробнее остановимся на представлениях Винникотта о раннем детдом развитии, о роли в нем первичной материнской озабоченности, функции заботы беспредметной тревоги и угрозы уничтожения; на его. представлениях об истинной и ложной Самости, о субъективно и объективно воспринимаемых объектах, об объектных отношениях и использовании объекта и, наконец, на его рассуждени-ях о переходном объекте.

Раннее развитие ребенка от состояния зависимости до восприятия реального объекта и использования объекта

Винникотт полагает, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до рождения. Поэтому травматические переживания, связанные с рождением, можно предотвратить эмоциональной подготовкой плода (Winnicott 1949). Младенец может воспринимать рождение как результат своих собственных усилий (Winnicott 1950).

После рождения ребенок крайне зависим от окружающего мира и прежде всего от матери. Поэтому, по мнению Винникотта, новорожденного невозможно описывать отдельно от матери. «Вполне или достаточно хорошая» мать в первые недели После рождения ребенка находится в особом состоянии, которое Винникотт назвал первичной материнской озабоченностью (primary maternal preoccupation, Winnicott 1956a). Оно постепенно развивается в период беременности и продолжается еще несколько недель после родов, представляя собой состояние чрезмерной — чуть ли не болезненной, шизоидной — восприимчивости, к которому мать должна быть способной, чтобы создать ребенку условия, в которых сумеют проявиться его собственные тенденции развития и первые импульсы его личной эмоциональной жизни.

Мать не только соматически создает ребенка в своем теле. Своей материнской опекой :— благодаря функции заботы, как это называл Винникотт, — она делает возможным становление Самости своего -младенца. Главным в переживании младенца является ощущение им зависимости от материнской заботы. Но именно это переживание и обеспечивает возможность освобождения от зависимости в направлении независимости, доступ к сфере иллюзий и переходных объектов.

Во многих работах Винникотт отмечал, что младенец не только требует от мате-ринской груди удовлетворения своих инстинктивных потребностей, но также имеетПО отношению к ней «грабительские» представления, Удовлетворение оральных вле-чений может восприниматься даже как совращение и нанести травму, если одно-временно не удовлетворяются функции £ младенца и повреждается то, что впослед-ствии будет оберегаться как Самость и ядро личности. После орального удовлетворенияМладенец может испытывать чувство, что его обманули, поскольку его каннибальскиенамерения были укрощены, так сказать, с помощью успокоительного средства, то естькормления. Достаточно хорошая мать не только обладает способностью производитьълплпкп, но и позволяет своему изголодавшемуся младенцу набрасываться на нее(Winnicott 1945). :

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Последователи Фрейда
...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...