Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зренияПсихоанализ / Новые направления в психоанализе / Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зренияСтраница 28
Феномен аффективного климата
Детское развитие во всех его аспектах — соматических, психических, относящихся к процессам созревания и накопления опыта — Шпиц рассматривал с точки зрения центральной задачи, специфической для данного возраста: приобретения способности к объектным отношениям в психоаналитическом смысле, как ее определил Фрейд, — установки агрессивных и либидинозных влечений в направлении одного и того же объекта. Напомним, что это же было центральной темой исследований у Мелани Кляйн и Винникотта. как хранить сахар
Все ранние процессы развития, как сумел доказать Шпиц, их течение и конечный результат зависят от характера аффективных отношений между матерью и ребенком, «аффективного климата» в диаде мать-дитя (Spitz 1947). Для понимания самого феномена аффективного климата необходимо указать на то, что зародыш в период беременности воспринимается матерью как часть ее собственного тела и в качестве такого катектируется нарциссически . Только после родов начинается постепенный процесс отделения и объективизации. Сохраняющийся «нарциссичес-кий» катексис ребенка создает со стороны матери основу для крайне чувствительных процессов идентификации и аффективного обмена, создающих аффективный климат. В свою очередь ребенок в силу сенсорной, когнитивной и психической незрелости в первые два-три месяца, в «фазе детского всемогущества» (Ferenczi 1913), «первичного нарциссизма» (Freud 1916/17) еще не в состоянии отличать себя от матери: он включает мать в свою психическую вселенную. Позднее эта архаическая форма аффективного контакта постепенно заменяется объектными отношениями, при которых партнер воспринимается в качестве самостоятельного индивида.
Шпиц делает вывод, что во взаимодействии в диаде мать-дитя основное влияние на поведение ребенка оказывают не осознанные поступки матери, а ее бессознательная позиция. При этом Шпиц считает, что младенец воспринимает постоянно исходящие от матери, не осознаваемые ею самой аффективные сигналы с помощью своей системы коэнестетического восприятия (на ней мы еще остановимся более подробно), и эти воспринимаемые ребенком сигналы оказывают постоянное давление, которое и формирует в течение первого года жизни характеризующуюся чрезвычайной пластичностью психику ребенка. Основываясь на этом, Шпиц подчеркивает, насколько незначительной становится в обычном случае роль травматических событий для развития характера. Бессознательная позиция матери, согласно Шпицу, проистекает из двух источников: а) «области управления», тесно связанной с требованиями Сверх-Я матери, и б) области, в конечном счете выражающей стремления Я-идеала матери. Последняя названа Шпицем областью «льготных условий», которые мать создает активности ребенка и его развитию. Взаимодействие обеих областей позволяет ребенку формировать собственные механизмы'управления, которые в дальнейшем становятся защитными механизмами.
Однако Шпиц категорически настаивает на том, что не только мать пробуждает определенные реакции у ребенка, но и ребенок у матери. Любому психоаналитику известны борьба, напряжение и внутреннее смятение, которые вызывает у матери идентификационное сопереживание с ребенком: регрессивные, архаические приятные фантазии и такие же архаические реакции вины, которые ей самой когда-то пришлось вытеснять. Отношения матери с ребенком мобилизуют в ней весь арсенал защитных механизмов; она должна отрицать, смещать, обращать в противоположность, скотомизировать и вытеснять. Ее поведение в ответ на «невинные» действия ребенка соответствующим образом меняется, что при определенных условиях может оказать патогенное воздействие на психику младенца.
Смотрите также
Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества.
Ин ...
Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены
лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление
в лабораторных условиях. Это об ...
Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным
развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации
трудовой деятельности. Тщательное и ...