Поэтому остальные разделы статьи посвящены самому раннему детству. Здесь рассматриваются работы Рене А. Шпица, структуралистская, или генетическая, школа, вклад М. С. Малер, М. Кляйн и английской школы, в частности Винникотта, а также представления о нарциссизме и ранних объектных отношениях в форме образов. Уже давно сформировались два направления, два различных подхода к исследованию наиболее ранних фаз человеческого развития — с середины 20-х годов нашего столетия английская школа, основанная М. КляЙн, и американская, или генетическая, школа психоанализа, которую с 40-х годов представляли Анна Фрейд, Гартманн, Лё-венштейн, Крис и Шпиц, а позднее также М. С. Малер.

Многие годы две эти школы противостояли друг другу, подчас проявляя открытую враждебность; не в последнюю очередь это было связано с тем, что они исходили из разных метапсихологических гипотез. Сегодня нам сложно проследить принципиальные различия, поскольку в обоих направлениях обнаруживается много общего и по ряду пунктов они дополняют друг друга!"* В данной статье эта тема затрагивается лишь отчасти, поскольку на переднем плане должно стоять изложение различных концепций.

Так называемая генетическая, или структуралистская, школа основывается на ме-тапсихологическом подходе Гартманна (с 1939 года) и методологии непосредственного наблюдения, разрабатывавшейся с 1945 года Анной Фрейд, Крисом, Шпицем, Лёвенштейном и другими. С трудами Гартманна связано важнейшее перенесение акцента со структур Оно на Я, смещение интереса от бессознательного к сознательной психической жизни и представление о сзободной от конфликтов сфере Я. Непосредственное наблюдение ориентируется на доступные наблюдению факты с целью реконструировать те психические процессы, которые нельзя увидеть воочию. При этом важную роль играют требование объективизации и желание соотнести знания о психических событиях раннего детства с биологическими процессами созревания. Сторонники этой школы единодушно считают, что в психической реальности может быть только то, что было воспринято раньше, или, выражаясь более конкретно, процесс идентификации, структурирующий развитие ребенка, не может произойти до тех пор, пока мозг ребенка не станет настолько зрелым, чтобы позволить ему воспринимать мать в качестве реального объекта

Работы генетической школы с самого начала вступили в противоречие с трудами М. Кляйн и представителей английской школы. Эта клиническая теория, которую Мелани Кляйн разрабатывала с 1923 года, ориентируется в основном на выявление бессознательной динамики и на концепцию интрапсихического конфликта. В методике изучении раннего детства Мелани Кляйн придерживается раскрытия бессознательных процессов, а не хронологической последовательности наблюдаемых феноменов. По обоим пунктам она ссылается на Фрейда, расширяя описанное Фрейдом поле активности с помощью игровой техники, анализа детей в возрасте от двух лет и психоанализа психозов. Ее метапсихологические представления особенно обогатили психоанализ концепцией бессознательных фантазий и внутренних объектов, а также существования с самого начала жизни страха уничтожения (Diatkine et al. 1972, 344 etc.).

ФРЕЙДОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Наиболее полным изложением раннего детского развития, каким его видел Фрейд, остается опубликованная в 1924 году работа Карла Абрахама «Попытка воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств» (см. статью И. Кремериуса в т. I). Мы попытаемся проиллюстрировать эту теорию с помощью известной схемы Абрахама, в которой представлены стадии организации либидо и стадии развития объектной любви. Однако уже здесь нам придется несколько забежать вперед, чтобы включить современные представления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...