Безобъектная стадия характеризуется абсолютным господством коэнестетической системы. В ней пробивается брешь только к концу второго месяца жизни. К этому времени младенец визуально воспринимает человеческое лицо, однако только тогда, когда голоден. Лишь через две-три недели этот процесс узнавания отделяется от импульса к поиску пищи; отныне младенец следит глазами за всеми перемещениями человеческого лица. К концу третьего месяца это развитие достигает своей кульминации в появлении реакции улыбки на возникающее перед младенцем движущееся человеческое лицо. Если в предыдущие месяцы формы выражения неудовольствия проявлялись совершенно неспецифически, то на четвертом месяце жизни они начинают направляться на человеческое лицо и тем самым дополняют реакцию улыбки: ребенок плачет или демонстрирует иные признаки своего неудовольствия, когда взрослый отворачивается или удаляется.

Однако с помощью эксперимента с использованием бутафорской маски (по методу Конрада Лоренца), в ходе которого ребенку предъявляют картонную маску и постепенно уменьшают ее лицевую поверхность, Шпиц сумел показать, что ребенок реагирует вовсе не на «человеческое лицо» в том смысле, в каком это имеют в виду взрослые, а на ключевой раздражитель, состоящий из носа, глаз и лба. При этом основное значение принадлежит глазам; Шпиц приравнивает их к врожденному пусковому механизму.

Шпиц решительно отказывается рассматривать улыбку трехмесячного младенца и появляющуюся несколько позже реакцию неудовольствия при утрате контакта с человеческим лицом как признак какой-либо формы объектных отношений. Он объясняет этот феномен тем, что с самого рождения ребенок в процессе кормления грудью фиксируется широко открытыми глазами на лице матери. Как только возросшая неврологическая, сенсорная и когнитивная зрелость и с нею связанное снижение порога чувствительности делают возможным действительное восприятие лица, образуется условная связь между этим восприятием и коэнестетическим ощущением приема пищи и возникающими в результате позитивными чувствами. Таким образом, человеческое лицо становится условным стимулом, вызывающим эти чувства, и оно создает у ребенка состояние ожидания скорого отвода напряжения. Соответственно, удаление человеческого лица в качестве условного стимула вызывает состояние ожидания скорого усиления напряжения; согласно Шпицу, его аффективным признаком является плач.

Появление в возрасте трех месяцев улыбки Шпиц рассматривает как приобретение первого психического организатора. В эмбриологии «организаторами» называют структуры клеток, которые в ходе развития берут на себя функции управления. Перенося это понятие из соматической области в психическую, Шпиц подчеркивает значение, которое он придает биологическим процессам созревания. Согласно Шпицу, в первые полтора года жизни организаторы психики управляют течением и сменой фаз в аспекте более высокой интеграции. Результатом этой интеграции является реструктурирование психической системы на уровне более высокой сложности. Эта интеграция — процесс тонкий и уязвимый. Если он проходит благополучно, возникает новый организатор психики, и развитие ребенка может нормально продолжаться. Если он оказывается неудачным, то ребенок застревает на менее дифференцированной стадии развития, предшествующей образованию соответствующего организатора.

Шпиц составил список этапов развития, которые обусловливаются появлением улыбки у трехмесячного младенца и взаимная интеграция которых приводит к формированию первого организатора. Коротко их можно перечислить следующим образом (Spitz 1965,120-121):

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...