Приобретение второго организатора психики влечет за собой целый ряд изменений:

1. В соматической сфере миелинизация проводящих нервных путей достигла состояния, обеспечивающего диакритическое функционирование сенсорного аппарата и координацию движении, благодаря чему становится возможным выполнение последовательных направленных действий, регуляция положения тела и сохранение равновесия.

2. Б когнитивной сфере возрастающее число следов памяти приводит к увеличению сложности процессов мышления, что создает когнитивную основу для осуществления направленных действий.

3. В сфере психической организации благодаря описанным выше процессам созревания и развития ребенок впервые становится способным с помощью направленных действий достигать преднамеренной разрядки аффективного напряжения, то есть целенаправленно и произвольно получать удовольствие. В результате усиливается катек-сис формирующейся структуры Я, которой и объясняются эти достижения. Я отграничивается от Оно и от внешнего мира, все более структур и ру я сь и интегрируясь благодаря обмену аффективно катектированными действиями с формирующимся объектом.

Шпиц говорит о тесной связи и взаимной зависимости — обратной связи — между ранней судьбой влечений и развитием объектных отношений, которые ведут к установлению либидинозного объекта, к дифференциации и интеграции Я. Поэтому далее следует вкратце остановиться на том, как Шпиц рассматривает развитие объектных отношений в рамках динамического подхода. Прежде всего он категорически утверждает, что либйдинозные и агрессивные влечения в равной мере участвуют з построении объектных отношений. При рождении и на следующей после рождения нарцис-сической стадии влечения еще не отделены друг от друга; такое разделение происходит только на исходе первых трех месяцев в ходе происходящих между матерью и ребенком, наполненных удовольствием и выбывающих неудовольствие взаимодействий.

Эти взаимодействия первоначально выступают в форме обособленных, изолированных переживаний в специфической сфере обоих влечений, которые не соединяются и не смешиваются друг с другом. Такое положение сохраняется по меньшей мере на протяжении всей нарциссической стадии вплоть до трехмесячного возраста, когда образуется предшественник объекта. И на нарциссической стадии, и в последующий период перехода к стадии настоящих объектных отношений влечения развиваются, «аналитически опираясь» (Freud, V, 82; X, 153 etc) на оральные потребности младенца. Мать — это тот человек, который удовлетворяет оральные потребности младенца; она становится целью его агрессивных и либидинозных влечений. Но в это время она еще не воспринимается как единый, константный и неизменный человек, как геш-тальт в силу своей ситуативной детерминированности, то есть включенности в восприятии в определенную общую ситуацию, она воспринимается как множество отдельных людей или, вернее, отдельных перцептов. Эти перцепты характеризуются для маленького ребенка сопутствующим ощущением удовольствия или неудовольствия. На основе этих наблюдений и размышлений Шпиц присоединяется к Гартманну, Крису и Лёвенштейну (Hartmann, Kris, Loewenstein 1946), Абрахаму (Abraham 1916) и наконец, Мелани Кляйн (с 1927 года «добрый» и «злой» объекты являются для нее краеугольным камнем развития ребенка в раннем возрасте), предполагая, что на этой стадии младенец обладает двумя объектами: злым, на который направлена его агрессия, и добрым, к которому обращено его либидо. Этот период можно вслед за Абрахамом (Abraham 1916) назвать также доамбивалентной стадией (см. выше), поскольку здесь оба объекта еще не осознаются в качестве аспектов одного и того же человека, после чего в дальнейшем в виде реакции развивается амбивалентное отношение к данному человеку.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...