На этом отрезке развития затем постепенно происходит смещение либидинозного катексиса изнутри вовне, то есть от преимущественно проприо- и интероцептивного катексиса к сенсорно-перцептивному катексису периферии. Это смещение обеспечивается, однако, лишь функцией матери. Если «материнства» нет или оно недостаточно, то, как и у психотиков, возникает периферическая нечувствительность к боли и вызванная страхом чрезмерная чувствительность к телесным ощущениям и «злому» интроекту.

В отношении этой фазы Малер говорит также о смутном ощущении зависимости и двух первичных раздражителях — «добром»^ «злом», которые примитивное Я может воспринять и запомнить. Только материнская забота способна редуцировать у младенца интрапсихическое напряжение, которое вызывается первичными раздражителями. На третьей или четвертой неделе жизни вследствие этого напряжения возникает кризис созревания и «аутистическая скорлупа лопается». Этот момент знаменует окончание безобъектной фазы и переход к оберегаемой и защищаемой диаде мать-дитя.

Симбиотическая фаза

Аутистическая фаза является безобъектной. Возникающая вслед за ней на втором месяце симбиотическая фаза, напротив, является предобъектной. Теперь мать представляет собой парциальный объект. Вступление в симбиотическую фазу совпадает с возникновением способности к смутному восприятию и к периодическому катексису матери в качестве удовлетворяющего потребности объекта. Ребенок ведет себя так, словно он сам и его мать являют собой всемогущую систему с общими границами. Важным признаком симбиоза является галлюцинаторное, соматопсихическое и всемогущее слияние с матерью и прежде всего бредовое представление о границах двух физически разделенных индивидов. Возникает целиком коэнестетическое, глобальное сенсорное переживание материнского и собственного тела, которые не воспринимаются отдельно друг от друга. Все неприятные внутренние и внешние раздражения проецируются вовне, то есть выносятся за пределы симбиотической среды, Ребенок еще не знает в точности, откуда — изнутри или снаружи — приходят раздражения, Он еще неспособен различать внутреннее и внешнее, себя и другого. В случае симбиотического психоза ребенок регрессирует к этому раннему состоянию.

Поскольку ребенок относит свои переживания к симбиотической структуре, он может достичь репрезентаций себя, схемы тела и внешних объектов в Я. Данный процесс Малер и др. (Mahler et al. 1975,46) описывают следующим образом: в этой фазе на основе последовательностей удовольствия и неудовольствия внутри симбиотического единства развивается репрезентация телесного Я, и, кроме того, происходит смещение катексиса от интероцепции к сенсорной перцепции. Внутренние ощущения образуют ядро Самости, а катектированная теперь поверхность тела и органы чувств позволяют провести границы внешнего мира. .

Фаза сепарации-индивидуации

Описанные интрапсихические процессы на пике симбиотической фазы, то есть между четвертым и пятым месяцами, приводят к процессу сепарации-индивидуации, точнее, к первой его подфазе: осознанию отдельного существования и развитию образа тела. Она продолжается примерно до десятого месяца жизни. Первым ее признаком является константное внимание, связанное с созреванием сенсориума. Одновременно совершаются первые пробные попытки ребенка физически избавиться от пассивного существования, выйти из стадии двойного единства с матерью. Ребенок вырывается из рук матери, сползает у нее с колен и т.д. Наряду с постепенным осознанием отдельного существования и активным дистанцированием от матери развивается исследовательское поведение, удовольствие от изучения матери и внешних неодушевленных предметов. Ребенок уже не занимается исключительно предметами, принадлежащими к симбиотическому окружению. В этой подфазе происходит также обращение к переходному объекту.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...