После рождения ребенка подстерегает двойная травма. Восторженное состояние подрывается до самых основ, и экономика ребенка должна перестроиться с учетом объектов и влечений. Другими словами, ребенок должен из нарциссического паразита превратиться в активного индивида, располагая при этом еще не совершенным организмом. В то же время зарождающиеся в нем влечения — сексуальность и агрессивность — требуют осуществления. Поэтому он пытается сохранить свои нарцис-сические потребности и с помощью защитных механизмов справиться с требованиями влечений. В результате, согласно Грунбергеру, возникает длительная борьба мел-еду влечениями и нарциссизмом. Поэтому в переходный период младенец нуждается в значительной помощи, чтобы сохранить свои нарцисеические завоевания и не отказаться от притязаний на автономию. Во время кризиса он должен сохранить чувство всемогущества и нарциссическую цельность, поскольку недостаток нарциссизма не позволяет человеку получать радость от жизни. Он может обладать любыми богатствами, не будучи способным им радоваться (Grunberger 1971, 41-42).

С нарциссизмом, как подчеркивает Грунбергер, всегда связаны чувства вины и стыда. Человек испытывает огромную потребность в нарциссическом подкреплении. Слабость и неуверенность в себе, подчинение другим представляют собой тяжелое унижение, напоминающее беспомощную зависимость раннего детства. Тот кто стремится к удовлетворению в форме любви, уважения, творческой деятельности и славы, этим показывает, что его нарциссизм утратил первоначальную анималистическую невинность и отягощен чувством вины.

Однако почему нарциссист чувствует себя виноватым? Мы можем усмотреть причину этого в том, что наша культура зачастую противостоит нам в качестве христианского Сверх-Я, проявляющегося в запрете нарциссизма. Мы не вправе себя любить, не думая о других и не испытывая чувства вины. С одной стороны, существует желание присвоить и поглотить и тем самым стать больше, измениться и быть независимым. Но поскольку всякое стремление к собственному совершенству, любое развитие и «взятие» воспримаются как «отнятие» у матери, это активизирует глубоко укорененные страхи и чувства вины. Поэтому, согласно Менделю (Mendel 1968, нем. изд., 127), причину чувства вины следует усматривать в том, «что в детстве любой процесс созревания, любое свидетельство того, что ребенок "становится больше", воспринимается как агрессивное присвоение сначала материнской, а затем отцовской власти» .

Еще одну причину того, что нарциссист чувствует себя виновным, молено усмотреть в его фантазиях о возвращении. В бессознательном доступность нарциссического удовлетворения смешивается с возвращением в утробу матери (Grunberger 1971, 333). Как известно, эти эдиповы фантазии сопровождаются интенсивным чувством вины.

Грунбергер, однако, не удовлетворяется этими двумя объяснениями. По его мнению, причина нарциссического чувства вины заключается в конечном счете в том, что нарциссическое желание само по себе неосуществимо, поскольку оно восходит к раннему нарциссическому, квазиабсолютному состоянию, которое характеризуется желанием того, чего желать невозможно. Поэтому оно постоянно оказывается фру-стрированным и отягощенным чувством вины. Тем самым чувство вины (здесь Грунбергер ссылается на Эрнеста Джонса) связано не с запретом, а с ощущением бессилия (там же, 1971, 338). Субъект чувствует себя виновным за все, что он не способен сделать. Грунбергер заключает свои рассуждения так: «Однако человек не может жить, не превращая свое внутреннее несовершенство в кастрацию, произведенную извне, и не усматривая в своей врожденной слабости запрет и непомерное наказание» (там же, 1971, 51).

Страницы: 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...