Карл Абрахам (1924) попытался уже на первой стадии развития выделить два типа отношений — оральный и каннибальский (то есть пассивный и активный). Он разделяет оральную стадию на раннюю и позднюю. Если первая ступень доамбивалентна и основным в ней является сосание, то на второй ступени, совпадающей с появлением зубов, на передний план выступают кусание и проглатывание и, таким образом, агрессия по отношению к объекту. Она связана с фантазиями о частичном или полном поглощении матери и при проекции этих представлений — о поглощении и разрушении матерью. На этом основании Абрахам называет данную стадию также орально-каннибальской или орально-садистской. Уже здесь проявляется амбивалентность влечений: первичный объект, мать, одновременно и любим, и ненавистен (Bigras 1971).

Еще в 1915 году в работе «Влечения и их судьба» (X, 231) Фрейд четко сформулировал: «Ненависть как отношение к объекту древнее любви, она возникает из первоначального отвержения возбуждающего внешнего мира со стороны нарциссического Я», а в 1917 году он писал: «Эта страшная злость есть попросту самая ранняя, примитивная, инфантильная составляющая душевной жизни; мы можем обнаружить ее действие у ребенка, но отчасти мы не замечаем ее из-за ее небольших размеров, отчасти не принимаем всерьез, поскольку и не требуем особых этических высот от ребенка» (XI, 215).

Развивая эти идеи и опираясь на открытия в области анализа детей и психотиков, М. Кляйн (Klein 1932) попыталась описать значение и кульминационный пункт инфантильного садизма в аспекте объектных отношений. По ее мнению, вся оральная стадия носит эротический характер. Ни на одном другом отрезке человеческой жизни не возникает более жестоких и разрушительных фантазий, чем в первые месяцы жизни. В дальнейшем мы более детально рассмотрим комплексность этих фантазий и роль, которую М. Кляйн приписывает каждой из них в паранойяльно-шизоидной позиции.

В следующей за оральной фазой форме организации либидо и на следующем этапе развития объектной любви примат гениальной зоны по-прежнему еще не установлен. Речь идет еще об одной до генитальной стадии, которая называется анально-садистской. Как следует из самого названия, она связана с господством анальной эрогенной зоны и, согласно Фрейду, приходится примерно на второй-четвертый год жизни (см. статью П. Хайманн в т. I).

В этот период особое значение в психической жизни ребенка имеют переживание удовольствия, связанное с функцией опорожнения кишечника, и приучение к контролю над сфинктерами. Бессознательные фантазии связаны в первую очередь с процессами выталкивания и удержания, насильственным извлечением или преподнесением и отказом от чего-то, что находится внутри и представляет часть телесного Я. Формы выражения этих фантазий связаны с фекалиями и — при переносе — с их символическими значениями. В этой перспективе Фрейд устанавливает символическое равенство кал = подарок = деньги (X, 402—410). Сюда же в качестве анальных черт характера он относит триаду: порядок, скупость, упрямство.

По Фрейду, это является первой ступенью, на которой формируется полярность активности и пассивности, одна из основных пар противоположностей в психической жизни. Она предшествует противопоставлениям генитальной стадии (фаллический/кастрированный и мужское/женское) и подготавливает их (V, 99). Фрейд усматривает также тесную связь между активностью и садизмом, а также между пассивностью и анальной эротикой или мазохизмом. Если на поведенческом уровне садизм и мазохизм всегда можно четко разделить, то на уровне бессознательных фантазий они всегда присутствуют одновременно или сменяя друг друга (см. статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше в т. I).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...