Проблематика коренящегося в фантазии страха перед женщиной и матерью разрешается устранением зависимости от матери. В этом процессе, тесно связанном с процессом символизации (Loch 1970, Loch et al. 1974, Stork 1974,280 etc.), отец занимает ключевую позицию. Он позволяет ребенку:

— ослабить инцестуозную связь с матерью благодаря своему присутствию;

— ориентируясь на него, не боящегося утраты и мести матери, пережить агрессивные побуждения;

— в конечном счете горевать о потере матери, то есть интроецировать ее, восстановить ее внутри себя и благодаря этому важному шагу свободно распоряжаться замещающими ее объектами. Утрата представляется прежде всего не вынужденным отречением, а отказом, хотя и болезненным, от прежней излюбленной позиции ради освобождения и прогресса.

Посредством символизации отец предоставляет свободу двояким способом. Во-первых, допуская утрату образов матери, он избавляет человека от непосредственности мира, делает его способным отрешиться от объектов и в качестве посредника между субъектом и объектом создать систему символов. Во-вторых, благодаря работе печали и интроекции образа матери он позволяет свободно распоряжаться воссоздаваемыми замещающими образами и тем самым обеспечивает высокую степень бессознательной свободы.

На более позднем этапе развития отец может наложить запрет на инцестуозные желания только в том случае, если этот шаг был подготовлен активной идентификацией с сильным отцом, которая спасает ребенка от опасности «остаться и погибнуть в первично-нарциссической позиции, когда зачаточное Я оказывается поглощенным в первоначальном единстве» (Loch et al. 1974).

Эдипов запрет имеет смысл только тогда, когда может быть понята его необходимость и вместе с тем имеется также стремление освободиться от образов матери; когда у ребенка существует общая тенденция к освобождению и взрослению, а печаль об утрате не превращается в нежелательный, вынужденный отказ. Здесь, пожалуй, можно согласиться с более простой формулировкой, хотя она и не отражает полностью положение вещей: отцовскому запрету должна предшествовать любовь к отцу и базальное доверие к отцовскому принципу.

Страницы: 50 51 52 53 54 55 

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...