В своей известной работе Карл Абрахам предлагает (см. схему 1 ) также и на анальной стадии различать две противоположные формы организации и два способа обретения объекта, которые выделяются благодаря процессам выталкивания и удержания. В первой фазе — на ранней анально-садистской стадии — анальная эротика связана с опорожнением, а садистское влечение — с уничтожением объекта Такое поведение по отношению к объекту является в дальнейшем амбивалентным и, согласно Абрахаму, характеризуется парциальным влечением с поглощением.

Во второй фазе — на поздней анально-садистской стадии — анальная эротика связана с удержанием, а садистское влечение направлено на овладение объектом. Согласно Абрахаму, достижение этой ступени означает решающий шаг в направлении объектной любви, а именно доступ к парциальной любви.

За оральной и анальной стадиями развития следует фаллическая. Она характеризуется объединением парциальных влечений под приматом генитальных органов и принадлежит к генитальной организации, охватывающей два периода фаллическую фазу (или инфантильную генитальную организацию) и собственно генитальную организацию, которая достигается в пубертате (некоторые авторы употребляют термин «генитальная организация» для характеристики второго периода и причисляют фаллическую фазу к догенитальной организации). Фаллическая фаза располагается между третьим и пятым годами жизни, В ней основную роль играет комплекс кастрации, и она соответствует развитию эдипова комплекса.

Согласно Фрейду, на фаллической стадии ребенок, будь то мальчик или девочка, знает лишь один генитальный орган, а именно мужской; противопоставление полов на основе противоположности активный/пассивный анальной фазы превращается в пару противоположностей фаллический/кастрированный. Этим она, в частности, отличается от пубертатной генитальной организации .

Термин «фаллос» обозначает символическую функцию пениса в интра- и интерсубъектной диалектике, тогда как выражение «пенис» обозначает, скорее, анатомический орган. Исследования античного мира, а также этнология отчетливо показали нам, какой важной функцией наделяется фаллический символ Фаллическая организация, согласно Фрейду, занимает центральное место в развитии обоих полов. Альтернатива, возникающая у субъекта в этой фазе, выглядит следующим образом: иметь фаллос или быть кастрированным. Определяющим для этой стадии организации является, по Фрейду, не противопоставление двух анатомических реальностей, пениса и вагины, что можно было бы легко понять, а исключительно примат фаллоса, его наличие или отсутствие. Фрейд исходит здесь из предположения, что маленькая девочка не знает о существовании вагины. Кроме того, в фантазии представляется, что фаллос может отделяться и переходить от одного человека к другому, а его наличие или отсутствие не является само собой разумеющимся. Мужской орган входит в состав «символического тождества» (X, 402—410), части которого взаимозаменяемы (пенис = фекалии = ребенок = подарок и тд.)

Только уяснив это положение вещей, мы можем понять, какая роль отводится фаллосу в теории комплекса кастрации. Символ фаллоса представляет собой основной критерий при разделении людей. Его наличие или отсутствие не сводится к простому факту, скорее оно представляет собой драматический конфликт в рамках интра- и интерсубъектного процессов.

Структура и действие комплекса кастрации (который был открыт в 1908 году в процессе анализа «маленького Ганса» [VII, 240—376]) у мальчиков и девочек различаются. Мальчик боится кастрации в ответ н&свои сексуальные фантазии и действия, а также как реализации отцовских угроз в связи с эдиповым соперничеством между отцом и сыном. В результате у него возникает сильнейший страх кастрации. Девочка воспринимает отсутствие пениса как досадный дефект, который она пытается отрицать, компенсировать или как-то исправить (см. статью А. Холдера об эдиповом комплексе в т. I).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...