В своих рассуждениях о раннем развитии ребенка Эриксон ориентируется на фрейдовскую теорию инфантильной сексуальности, трехфазовую концепцию либидо, и по этой причине их следует обсудить в том же контексте. Тем не менее Эриксон пытается заменить органический субстрат модальностями развития Я. Он приходит к описанию новых линий развития. Вместо понятий, относящихся к сфере влечений (оральное, анальное, генитальное), он попытался поставить в центр каждой отдельной фазы развития особенности и способности ребенка, его лишения и потребности. Фазы характеризуются парами противоположностей: первичное доверие/недоверие, автономия/сомнение и стыд и, наконец, инициатива/чувство вины. При этом он явно пренебрегает той ролью, которую Фрейд отводит эдипову конфликту. Согласно Эриксо-ну, последний не обладает исключительной структурирующей функцией и по своему значению не превосходит другие фазы.

К новой формулировке теории инфантильной сексуальности Эрике он пришел при разработке своей эпигенетической теории развития личности, согласно которой в качестве жизненного цикла рассматривается развитие человека вплоть до пожилого возраста, которое проходит восемь стадий. Основной тезис сводится к тому, что в определенный момент времени при нормальном развитии развиваются определенные комплексы и функции, которые проявляют максимальную активность, уравновешиваются и в дальнейшем находятся в покое, после чего наступает очередная фаза развития и на основную часть «энергии» развития начинают притязать другие системы оргзнов.

Для иллюстрации Эриксон использует диаграмму (схема 2). Здесь мы ясно ви-дим специфику представлений Эриксона о раннем детском развитии, позволяющуюпреодолеть жесткий схематизм в последовательности отдельных фаз развития либидо.Согласно Эриксону, в каждой фазе развития не возникает нечто новое и дополни-тельное, а происходит последовательная дифференциация частей, которые с самогоначала и до конца жизни присутствуют в органическом целом. С этой точки зрения,например, эдипова проблематика как модус проникновения уже с раннего детстваприсутствует как форма влечения, но полностью проявляется только в возрасте от че-тырех до пяти лет. Ч

src=

Схема 2. Схематическое изображение процесса прогрессирующей дифференциации стадий раннего детского развития (Erikson 1959, 60)

Первичное доверие или недоверие представляет, по Эриксону, первую фазу развития человека (схема 2). Речь идет об оральной фазе, которая в отличие от теории Фрейда характеризуется главным образом построением структур Я и модусом поглощения. При этом рот является первым центром общего приближения к жизни путем поглощения. Этот процесс рецептивного восприятия включает, однако, и все остальные органы чувств. Поэтому Эриксон обозначает эту первую стадию оральной фазы как принимающе-поглощающий модус, организующий все поведение. «Наиболее простой и наиболее ранний способ социального поведения заключается в том, чтобы брать", но не в смысле самостоятельного приобретения, а в смысле принятия и получения» (Erikson 1959,65; ср. ниже противоположные воззрения Винникотта). Только таким путем через идентификацию с матерью ребенок также становится дающим.

Благодаря хорошим отношениям между матерью и ребенком у ребенка из припоминаемых и предвосхищаемых восприятий и образов создается внутренний мир и прочные отношения с людьми и предметами внешнего мира. Они дают ребенку рудиментарное ощущение первичного доверия. Благодаря чувству того, что можно довериться человеку извне, который осуществляет уход за ребенком, и благодаря связанной с этим способности воспринимать себя достойным доверия у ребенка создается основа здоровой личности, базальныи опыт первичного доверия, являющийся предпосылкой хорошего самочувствия, здорового дыхания, пищеварения и сна.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...