ВВЕДЕНИЕ

Первичными источниками данных, на которых с момента своего возникновения строится психоаналитическая теория, являются воскрешенные воспоминания анализируемого пациента в сочетании с найденными апостериори интерпретациями. И, без сомнения, таковыми они будут и в будущем. Тем не менее психоаналитическая ситуация — как и все методы исследования —■ имеет ограничения, которые заложены в самой природе вещей. Можно, например, доказать, что гипотезы, выдвинутые различными аналитиками при использовании психоаналитического метода, не всегда друг с другом совпадают, pi далеко не все общепризнанные формулировки выдержали эмпирическую проверку. Гипотеза о совращении в этиологии неврозов, на которую Фрейд возлагал столь большие надежды (Freud 1914а), является, пожалуй, примечательным и вместе с тем первым в истории случаем, когда психоаналитический метод оказался ошибочным. Другие, хотя и менее драматические, примеры можно найти во многих сферах работы психоаналитиков — как теоретиков, так и практиков. То, что, например, понимали под терминами «оральный», «анальный» и «генитальный» применительно к фазам развития, по мере того, как углублялось наше понимание сложности процессов развития, несомненно, все больше становилось метафорой.

С течением времени стали использоваться многочисленные вторичные источники, чтобы валидизировать и расширить интерпретации, которые первоначально были выведены из данных, полученных в процессе психоанализа. Для подтверждения психоаналитических идей широко используются примеры из художественной литературы, а также аналогии и доказательства из антропологии, социологии, неврологии и биологии. Поэтому очень странно, что ни Фрейд, ни кто-нибудь другой из его коллег не попытался использовать непосредственное наблюдение над процессом детского развития. Если не считать относящуюся к началу 30-х годов новаторскую работу Маргарет Фрис (Fries 1947), возможностью проводить долговременные наблюдения над детьми в значительной мере пренебрегали. И только Шпиц (Spitz 1950) счел нужным написать статью об их важности (см. статью Й. Шторка в этом томе), С тех пор психоаналитики все больше стали обращаться к результатам, получаемым при непосредственном исследовании развития младенцев и маленьких детей, причем это не было связано исключительно с возросшим интересом к процессам интернализа-Ции и дифференциации ребенком себя и объектов. Не будет преувеличением сказать, что эти новые аспекты оказывают существенное влияние на психоаналитическую теорию и практику. Необходимо также считаться и с тем, что исследовательские работы в этой области и использование новых данных в теории и практике психоанализа будут наталкиваться на значительные трудности.

Элкинд (Elkind 1970) изучил ряд проблем, которые возникают у каждого исследователя, занимающегося процессами развития. Он указывает, что в силу самой своей природы предмет исследования привносит с собой строгие ограничения. Так, например, в долговременных работах, как правило, нельзя привлекать обычные экспериментальные методы. Вместо контролируемой ситуации, в которой вводится только одна переменная, исследователь, занимающийся процессами развития, вынужден довольствоваться установлением закономерностей, которые можно наблюдать в неконтролируемой ситуации. Он предполагает, что такие закономерности — если их можно точно определить — отражают воздействие определенных ранних условий, которые являются общими для испытуемых его выборки. Несмотря на соответствие переживании у всех развивающихся индивидов, тем не менее проявилась необходимость в совершенствовании существующих методов, чтобы иметь возможность в данной ситуации точно определить, что является важным в возникновении регулярно повторяющегося психологического феномена. В этом смысле оказалось полезным проведение «натурных экспериментов», связанных с конгенитальной, то есть врожденной, и перинатальной (под этим термином понимают время незадолго до родов, роды и период сразу после родов; примерно 10 дней) утратой органов чувств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...