Данные Кагана и Скеелса отнюдь не противоречат предположению о важности ранних сенсорных переживаний (как коэнестетических, так и ранних диакритических) для последующего развития. Кроме того, становится очевидным, какой значительный потенциал сохраняется % развивающегося младенца и маленького ребенка далее в условиях незначительной стимуляции. По меньшей мере до трехлетнего возраста последствия недостаточной заботы со стороны окружения являются обратимыми. Мои собственные результаты указывают, однако, на то, что к четырехлетнему возрасту это уже не относится.

НАРУШЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ ОТСУТСТВИЕМ ЗАБОТЫ СО СТОРОНЫ ОКРУЖЕНИЯ

Ни драматические последствия полного отсутствия ухода за ребенком со стороны окружающих, ни возможность компенсировать их в первые три года жизни не помогают нам выделить те элементы е «среднестатистическом» диалоге между матерью и ребенком, которые важны для здорового психологического развития. Поэтому исследователь, который сегодня пытается определить «хорошее материнское поведение», склонен к ошибочным выводам, принимая часть за целое, подобно тому, как на рубеже веков его предшественники считали, что сосание груди составляет важный элемент детского опыта. Здесь был необходим естественный эксперимент, а именно введение кормления из бутылочки вместе с наблюдениями за поколениями развивающихся искусственно вскармливаемых младенцев, чтобы отвести опыту сосания соответствующее место. Отсюда можно заключить, что этот столь очевидный и важный элемент в отношениях матери и ребенка оказывается не таким уж существенным для обретения важных интернализаций, ведущих к дифференциации себя и объектов, построению психических структур и развитию как аффективных, так и когнитивных способностей. Депривация специфических сенсорных переживаний, которые, безусловно, связаны с кормлением грудью (таких, как ощущение и вкус соска матери во рту, запах и ощущение самой груди и тд,,), вполне сочетается с совершенно нормальным развитием во всех сферах. По аналогии мы рассмотрим теперь другие специфические явления депривации.

Как уже отмечалось, разрушительные последствия, возникающие при продолжительном отсутствии ухода со стороны окружения, можно также встретить у большого числа конгенитально слепых детей. В недавно проведенном исследовании Сельма Фрайберг (Fraiberg 1973) изучала некоторые специфические воздействия, которые эта форма нарушения оказывает на отношения между слепым ребенком и матерью. Она демонстрирует, как сама по себе слепота разрушает систему взаимно усиливающегося обмена стимулами, из которого в норме развиваются отношения между ребенком и матерью. С самого начала слепому новорожденному не удается посылать сигналы, подобные тем, что посылают дети, способные добиваться от матери определенного поведения, и реагировать на спонтанное обращение матери так, чтобы еще больше усилить заботу матери. Если мать приписывает тупость в реакциях ребенка в период первых месяцев тому, что у нее «спокойный» &и «смелый» ребенок, то она сама пребывает во фрустрирующем эмоциональном вакууме. Это в свою очередь очень часто приводит к тому, что она отстраняется от не приносящего радости ребенка. И, таким образом, состояние дефицита недостаточно стимулируемого ребенка усугубляется.

Частое появление аутистических реакций у слепых объясняется разрывом диалога между матерью и ребенком и не представляет собой непосредственного последствия слепоты. Это подтверждается многочисленными случаями конгенитальной слепоты идентичной этиологии, в которых аутизм не возникает. Очевидно, состояние слепоты повышает возможность того, что у ребенка будут нарушения и в других сферах, потому что она ограничивает готовность матери и ребенка обмениваться друг с другом сигналами .

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...