Заслуживают упоминания несколько других аспектов его переживаний. Например, самое большее, чем его обременяли, были совершенно легкие предметы одежды или постельное белье. Он никогда, даже на короткое время, не чувствовал себя больным (у никогда не было простуды или других легких инфекций). И, наконец, когда он достиг ползункового возраста, он располагал гораздо большей свободой действий и значительно большими возможностями испытать свои мышцы и исследовать свою ограниченную среду, чем ребенок, который воспитывается в обычных условиях. С самого начала внеутробного существования он подвергался разнообразной визуальной и акустической стимуляции. Здесь я хотел бы остановиться на некоторых аспектах процесса развития этого ребенка.

В сфере моторного развития и поступательных движений он достиг следующего: менее чем в четыре месяца он был способен опираться на руки и на колени и поднимать свое тело. С небольшой поддержкой он мог также сидеть. В литературе самым ранним возрастом, когда проявляются эти способности, считаются шесть с половиной месяцев (McGraw 1945). Он мог также тянуться за предметом и, вытягиваясь, до него добираться. В четыре месяца, то есть на месяц раньше нормы, он мог координировать руку и глаз. В шесть месяцев он мог ползать на четвереньках и без затруднений преодолевать препятствия — обычно это достижение десятого месяца. В шесть месяцев он мог также находить заброшенные предметы и координировано использовать уже обе руки. Он мог держать в руке предметы, перекладывать их из руки в руку и, кроме того, умел обращаться с двумя предметами независимо друг от друга. В соответствии со стандартными нормами развития это навыки восьмого и девятого месяцев (Griffiths 1954). Два месяца спустя, в восемь месяцев, он умело передвигался на четвереньках (способность двенадцатого-пятнадцатого месяцев), он самостоятельно садился и подолгу оставался сидеть без поддержки (норма — десять месяцев), стоял без поддержки (норма — тринадцать-четырнадцать месяцев), а также умел приседать на корточки и нагибаться. В одиннадцать месяцев он свободно бегал и, как рассказывали, мог крутиться и садиться на маленький стул. Однако эту последнюю способность мне удалось отметить только тогда, когда ему было тринадцать месяцев. Способность крутиться и садиться на стул рассматривается обычно как приобретение восемнадцатимесячного возраста.

Между тем в сферах социального и аффективного развития его прогресс не был ни столь постоянен, ни столь внушителен. В четыре месяца он казался оживленным и нормально реагировал. Если его тормошили, он отвечал улыбкой, и он улыбался также, если в помещение входили посетители. В шесть месяцев, чем-либо занимаясь, он лепетал — поведение, соответствующее его возрасту. Однако он не направлял свои звуки на меня или на других, более знакомых ему наблюдателей, если мы к нему обращались. Это также соответствует возрасту. Опирался ли он на руки или колени, сидел он или стоял, ритмические раскачивания — до девятого месяца — занимали все большее время, пока он бодрствовал. Хотя он и реагировал, если к нему обращались, в этот период он не предпринимал самостоятельных попыток голосом или жестами вступить в контакт с другими людьми.

В восемь месяцев наш специалист по речи квалифицировал его речевое развитие как соответствующее уровню четырехмесячного ребенка. В двенадцать месяцев он говорил очень редко (навык шестого месяца). Иногда он визжал, играя с самим собой. Он никогда также не пытался криком привлечь к себе внимание (приобретение восьмого месяца) или формулировать предложения, к чему, по мнению Гриффита, ребенок способен уже на девятом месяце.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...