В этот период он демонстрировал широкий диапазон аффективных способов поведения: он реагировал, если его задерживали или толкали, сердился если чем-то был огорчен, и протестовал, когда подвергался разного рода вмешательствам со стороны врачей. Это тем более бросалось в глаза, что он крайне редко с помощью голоса или жестов вступал с другими в контакт; при этом сохранялись повторяющиеся ритмические движения. Хотя он играл с самыми разными игрушками, он не проявлял никакого интереса к тому, чтобы вовлечь других в свои игры. Как правило, его игры сопровождались раскачиванием.

Игнорирование своего окружения, задержка на доречевом уровне развития и постоянные ритмические, самостимулирующие движения заставили нас задуматься о характере ухода за ребенком. Чтобы правильно оценить наши соображения и результаты последующих интервенций, нужно иметь в виду, что речь идет здесь о конкретном случае. Хотя вполне вероятно, что вмешательства, которые будут описаны ниже, оказались важными для развития ребенка, доказать это все же нельзя. Возможно, многое из того, что наблюдалось в течение прошедших восемнадцати месяцев, объясняется исключительно процессами созревания. Кроме того, существует возможность, что расхождения между нашими данными и данными немецких авторов, которые выявили у своих испытуемых признаки психической ретардации, объясняются генетически детерминированными различиями. Наш пациент — ребенок из обеспеченной семьи, относящейся к среднему классу; его родители имели университетское образование, тогда как родители немецких детей характеризовались как недостаточно обеспеченные и интеллектуально ограниченные. Если предположить, что наши усилия оказались эффективны, то мы не можем, однако, быть уверены в том, какую роль для всего процесса развития сыграло каждое из предпринятых нами конкретных вмешательств.

Прежде всего мы обратили внимание, что, несмотря на совершенно иное окружение, в котором находился ребенок, и несмотря на большое число людей, которые им занимались, у него было не так много возможностей устанавливать аффективные связи с людьми. Когда мальчик находился в больнице, он столкнулся с однообразием распорядка дня. Играли с ним или нет, зависело от загруженности персонала. Повторявшиеся изо дня в день действия, такие, как мытье и кормление, содержали мало социальных стимулов. Примечательно, например, что даже в двадцать четыре месяца он по-прежнему не предпринимал регулярных попыток самостоятельно есть. В качестве причины и дома, и в больнице указывалось: слишком сложно за ним убирать. Нам казалось, что причиной относительной задержки речевого и социального развития являлись изолирующее воздействие со стороны его окружения, а также то, что уход за ребенком нередко осуществлялся чисто формально.

Основываясь на этих наблюдениях, мы начали с того, что попытались интенсифицировать стимуляцию как в рамках мероприятий по уходу за ребенком, так и независимо от них. Была разработана четкая программа стимулирования доречевого развития. Чтобы развить его способность координировать изображение и звук, поблизости от изолятора, в котором он находился, был установлен телевизор. Кроме того, в больнице к нему была специально прикреплена медсестра. Его мать попросили играть с ребенком, когда тот оставался один. То ли благодаря этим усилиям, то ли из-за совпадения во времени, но по прошествии нескольких недель он стал значительно больше издавать «доречевых звуков» и лучше понимать слова. Через несколько месяцев его речевое развитие отставало на четыре месяца от возрастной нормы. В двадцать два месяца он понимал и исполнял требования, например: помочь медсестрам занести вещи и убрать изолятор. Он мог также повторять названия знакомых предметов и правильно обозначать сами предметы. Иногда он пользовался словами, такими, как «момма», имена медсестер, а также названия различных игрушек. Спонтанная речь в виде сформулированных требований отмечалась лишь в редких случаях.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...