ЭдельгеЙт — и это следует подчеркнуть — отнюдь не одинок в своем мнении. Он воспроизводит взгляды многих известных психоаналитиков (см. например, Rosen 1972). Если и в самом деле нельзя сомневаться в принципиальном значении языка и речи для процесса адаптации обычного индивида, то все же имеется и значительный эмпирический материал, и множество теоретических статей, ставящих под вопрос универсальность этих положений.

Отношения между способностью говорить и мыслительным процессом не являются столь простыми. При формулировке как топографической, так и структурной теории психического функционирования Фрейд подчеркивал необходимость проводить различие между процессами, которые связаны с мышлением и чувствованием, и процессами, которые представляют собой вербальную передачу мыслей и чувств. Уже при построении самой ранней неврологической модели психики (Freud 1895) он указывал на то, что нервная система, служащая восприятию, не находится в распоряжении памяти. Спустя год он писал Флиссу, что « .наш психологический механизм возник в результате наслоений, когда имеющийся материал следов воспоминания время от времени подвергается перестановке в соответствии с новыми связями, переписыванию» (Freud 1896).

Он постулировал, что между восприятием раздражителя и последующим его припоминанием должны произойти по меньшей мере три таких переработки. И только на третьей ступени, которая соответствует предсознательному, следы воспоминания «связаны со словами-представлениями и соотносятся с нашим официальным Я». Эту формулировку он по существу повторил в главе VII «Толкования сновидений» (1900) и в работе «О бессознательном» (1920). В «Заметке о "чудо-блокноте"» (1925) Фрейд использовал «чудо-блокнот» в качестве механического аналога процесса регистрации и переработки восприятий до формы воспоминаний, о чем он уже говорил в своих более ранних работах.

Аномальная позиция цензуры, которая по определению находится в предсозна-тельном и которая — в отличие от остальных содержаний предсознательного — не может быть доступна сознанию, если она осуществляет вытеснение и вызывает навязчивое повторение (эти два феномена Фрейд привлек для формулировки своей структурной модели [1920/1923]), также предполагает наличие дифференцирующих функций Я, не связанных^ вербальными репрезентантами.

Эмпирические доказательства из других источников заставляют также поставить под сомнение гипотезу об основополагающем значении слуха в развитии психической структуры. Эберхардт (Eberharde 1940), проанализировав результаты собственных исследований и исследований других авторов, пришла к выводу, что «„эксперименты показывают: мир маленького ребенка, лишенного слуха, уже организован за пределами сферы восприятия, и эта организация очень похожа на организацию говорящих людей. Они отчетливо показывают, что речь для организованного понятийного мышления не является важной. Во всяком случае, на первых этапах . учебные занятия в школе, направленные на развитие речи не имеющего слуха ребенка, прежде всего должны быть нацелены на то, чтобы научить его словам для идей, которые он уже знает и использует в повседневной жизни, а не — как можно было бы поначалу подумать — на развитие понятийного мышления на основе речевых символов у ребенка, мир которого до этого момента в той или иной степени был неорганизован». Фурт (Furth 1966) показал, что не имеющего слуха ребенка легко обучить пользоваться знаками символической логики, а Верной (Vernon 1967), проанализировав тридцать одно независимое друг от друга исследование, подтвердил установленный многими факт, что конгениталь-но глухие люди не выявляют при тестировании существенного интеллектуального нарушения, если экспериментатор обращает достаточное внимание на то, чтобы контролировать отсутствие речи и обусловливающих речь факторов.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...