В отличие от единообразия клинической картины, которую демонстрируют запущенные и ставшие аутичными слепые дети, эти маленькие девочки значительно отличались друг от друга по своему поведению и структуре личности. Несмотря на то, что они не могли слышать и говорить, склонность тут же превращать мысли в действие, не обращаясь за помощью к старшим — что более бы соответствовало этому возрасту, — была единственным отличительным признаком, который был присущ всем им без исключения. В этой группе имелись существенные различия в развитии и отводе агрессии, подобные тем, которые можно было бы ожидать в сопоставимой группе детей с сохранным зрением По нашим наблюдениям, проявилась непосредственная связь между тем как дети обходились с этими импульсами, и объектным катексисом, который у них развивался. Как и предполагалось, здесь также являлось важным отношение к матери. Проще всего это пгюиллюстрировать двумя примерами из клинической практики.

Когда Бэрил было почти два года, ее совсем еще юная мать позволила ей вынимать семинеделыгую сестру из кроватки и носить как куклу. Миссис Y сочла, что будет надежнее откинуть для этого боковую стенку кровати, чем допустить, чтобы Бэрил залезала в кроватку и уронила ребенка на пол Бэрил очень быстро научилась игнорировать мать, так как ее попытки ограничить ребенка были спорадическими и недолгими. В пять лет она по-прежнему вела себя без признаков внутренних сдерживаний. В тестовых ситуациях было непросто пробудить и поддерживать ее внимание. Как следствие, ее успехи были весьма неоднородны. По сравнению с другими детьми она могла сосредоточивать внимание лишь на очень короткое время, а потому в школе и дома

ее считали непоседой. Ее отношение к младшей сестре сводилось к постоянным ожесточенным стычкам; впрочем, и в остальном у нее было столько враждебности, что наблюдатель стал опасаться за физическое благополучие ребенка.

По совету учителя усилия всех членов исследовательской группы приучить детей к опрятности были отложены до трехлетнего возраста. Таким образом, контроль над функциями сфинктеров помог ослабить влияние индивидуальных различий у матерей на развитие отличительных черт характера у детей. Так, Дебби, третий ребенок матери, очень быстро стала опрятной, когда та устала убирать за ребенком и выражать неудовольствие взглядом, жестами и шлепками по попе. Сесиль же, первенец обсессивной матери и объект ее интенсивных амбивалентных чувств, в течение двух лет являлась объектом разного рода поощрений, требований и увещеваний, нацеленных на то, чтобы побудить ребенка «хотеть» в туалет.

Хотя в группе имелись значительные различия с точки зрения распределения либидо, также и в этой сфере все дети, по-видимому, функционировали в пределах соответствующих возрасту границ. По меньшей мере пять из шести детей были способны вступать во взаимоотношения сотрудничества с другими людьми. Наши возможности исследовать этих детей и приобщать их к тестированию составляли, например, резкий контраст нашему опыту общения как с запущенными, так и с аутичными конге-нитально слепыми детьми. Обращало на себя внимание также и то, что выявленные нами различия в способности вступать в адекватные объектные отношения не были связаны с остаточной способностью слышать. Так, например, ребенок, в способности которого устанавливать контакты мы сомневались больше всего, слышал лучше остальных детей в группе.

Мы пришли к выводу, что для этих детей доэдипова возраста их врожденная глухота служила препятствием в нюансах взаимопонимания, а у родителей — фокусом для выражения амбивалентных чувств. Сам по себе процесс интернализации и психического структурообразования не пострадал.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...