В отличие от единообразия клинической картины, которую демонстрируют запущенные и ставшие аутичными слепые дети, эти маленькие девочки значительно отличались друг от друга по своему поведению и структуре личности. Несмотря на то, что они не могли слышать и говорить, склонность тут же превращать мысли в действие, не обращаясь за помощью к старшим — что более бы соответствовало этому возрасту, — была единственным отличительным признаком, который был присущ всем им без исключения. В этой группе имелись существенные различия в развитии и отводе агрессии, подобные тем, которые можно было бы ожидать в сопоставимой группе детей с сохранным зрением По нашим наблюдениям, проявилась непосредственная связь между тем как дети обходились с этими импульсами, и объектным катексисом, который у них развивался. Как и предполагалось, здесь также являлось важным отношение к матери. Проще всего это пгюиллюстрировать двумя примерами из клинической практики.

Когда Бэрил было почти два года, ее совсем еще юная мать позволила ей вынимать семинеделыгую сестру из кроватки и носить как куклу. Миссис Y сочла, что будет надежнее откинуть для этого боковую стенку кровати, чем допустить, чтобы Бэрил залезала в кроватку и уронила ребенка на пол Бэрил очень быстро научилась игнорировать мать, так как ее попытки ограничить ребенка были спорадическими и недолгими. В пять лет она по-прежнему вела себя без признаков внутренних сдерживаний. В тестовых ситуациях было непросто пробудить и поддерживать ее внимание. Как следствие, ее успехи были весьма неоднородны. По сравнению с другими детьми она могла сосредоточивать внимание лишь на очень короткое время, а потому в школе и дома

ее считали непоседой. Ее отношение к младшей сестре сводилось к постоянным ожесточенным стычкам; впрочем, и в остальном у нее было столько враждебности, что наблюдатель стал опасаться за физическое благополучие ребенка.

По совету учителя усилия всех членов исследовательской группы приучить детей к опрятности были отложены до трехлетнего возраста. Таким образом, контроль над функциями сфинктеров помог ослабить влияние индивидуальных различий у матерей на развитие отличительных черт характера у детей. Так, Дебби, третий ребенок матери, очень быстро стала опрятной, когда та устала убирать за ребенком и выражать неудовольствие взглядом, жестами и шлепками по попе. Сесиль же, первенец обсессивной матери и объект ее интенсивных амбивалентных чувств, в течение двух лет являлась объектом разного рода поощрений, требований и увещеваний, нацеленных на то, чтобы побудить ребенка «хотеть» в туалет.

Хотя в группе имелись значительные различия с точки зрения распределения либидо, также и в этой сфере все дети, по-видимому, функционировали в пределах соответствующих возрасту границ. По меньшей мере пять из шести детей были способны вступать во взаимоотношения сотрудничества с другими людьми. Наши возможности исследовать этих детей и приобщать их к тестированию составляли, например, резкий контраст нашему опыту общения как с запущенными, так и с аутичными конге-нитально слепыми детьми. Обращало на себя внимание также и то, что выявленные нами различия в способности вступать в адекватные объектные отношения не были связаны с остаточной способностью слышать. Так, например, ребенок, в способности которого устанавливать контакты мы сомневались больше всего, слышал лучше остальных детей в группе.

Мы пришли к выводу, что для этих детей доэдипова возраста их врожденная глухота служила препятствием в нюансах взаимопонимания, а у родителей — фокусом для выражения амбивалентных чувств. Сам по себе процесс интернализации и психического структурообразования не пострадал.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...