Вывод о том, что сама по себе конгенитальная глухота не влияет на процесс структурообразования психики в доэдиповой фазе, согласуется с наблюдениями других исследователей и представителей других направлений, которые занимались нормально развивающимися детьми. Пиаже (Piagлt 1923), например, обнаружил, что речь как средство высказываться о причинности событий начинает использоваться только между шестым и седьмым годами жизни. Вместе с тем поведение восемнадцатимесячных детей, пытающихся решать проблемы, свидетельствует о том, что они уже обладают пониманием причинных связей. Выготский (Выготский 1934) также не смог установить специфической связи между генетическими корнями мыслительных процессов и происхождением речи. Он пришел к выводу, что внутренняя связь между ними является «не предпосылкой, но, скорее, результатом исторического развития человеческого сознания».

В переводе на немарксистский язык вывод Выготского, так же, как и Пиаже, подтверждает действие эпигенетического принципа. То есть может быть так, что все более важная роль, которая принадлежит в человеческой коммуникации речи, обусловлена и возрастом ребенка между пятью и семью годами, и его окружением, в котором консолидируется способность общаться с помощью речи. Следующие данные показывают, что выводы из этого принципа важны в психопатологии как глухих людей, так и обладающих слухом.

а) В отличие от пятилетнего лишенного слуха ребенка, у взрослого человека, который глух от рождения, несомненно, проявляются психопатические черты. Это согласуется также с нашими выводами о том, что трудности, с которыми обычно сталкиваются более взрослые люди, всегда предполагают наличие психического структурообразования.

8-275t

Шизофрения, например, встречается у глухих людей с той же частотой, что и у людей, обладающих слухом (Altshuler, Rainer 1958). Б связи с этим следует еще раз напомнить о том, что по меньшей мере у 25% конгенитально слепых людей обнаруживаются симптомы, очень похожие на аутистические психозы. Аналогичным образом в работе, которую цитирует Рэйнер (Rainer 1973), предполагается, что у конгенитально глухих людей широко распространено чувство одиночества — наличие достаточной степени интрапсихического структурирования и дифференциация себя и объекта (М. Малер), благодаря которым становятся возможными такие чувства.

В той же публикации Рэйнер сообщает о ряде сновидений и другом клиническом материале своих пациентов. Основываясь на этих данных, он приходит к выводу, что «существуют достаточно развитые объектные отношения и эдиповы конфликты». Вместе с тем он констатирует, что у этих взрослых лишенных слуха людей имеются склонность к импульсивности и определенная незрелость, а также сниженная способность сочувствовать и обсессивные тенденции при формировании совести и в социальном поведении. Как ни странно, эти особенности проявляются у глухих детей глухих родителей менее выраженно, чем у глухих детей родителей с сохранным слухом. Рэйнер полагает, что это различие является еще одним доказательством значения ранней интернализации отношений между родителями и ребенком в целом, а не особой роли разговорной речи. Он отмечает, что глухие родители с самого начала используют иные средства коммуникации (символический язык).

б) Полученные из разных источников доказательства свидетельствуют, что спо-собность привлекать разговорную речь для коммуникации сама возникает при пе-ресечении по меньшей мере двух линий развития. Леннеберг (Lenneberg 1965) по-казал, что и конгенитально глухие дети, и дети конгенитально глухих родителей,то есть две группы детей, которые примерно до трехмесячного возраста почти или со-всем не слышали звуков, столь же активно лепечут или болтают, как нормально раз-вивающиеся дети того же возраста. Очевидно, стремление издавать подобные звукине связано в этот период ни со слышанием производимых звуков, ни с воспроизве-дением шумов из окружающей среды .

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...